Сочинения по русской литературе. Все темы

Русская литература 2-й половины XIX века


«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К. Г. Паустовский). (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)

   Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова «любовь». Понятие «любовь» каждый осознает по-своему. Но почти всегда она «окрыляет», приносит радость, меняя человека в лучшую сторону. Безусловно, не обходят стороной тему любви и в литературных творениях. Как много написано о любви стихотворных и прозаических произведений! Но, пожалуй, эта тема постоянно будет волновать умы, вдохновлять людей на создание шедевров. Иногда любовь спасает мир, а иногда разрушает все то, что так долго строилось.
   Традицией для литературы девятнадцатого века является описание испытаний героев любовью. Как это ни странно, через это испытание пришлось пройти и главному герою романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Кажется, что апатичный, бездеятельный герой не способен на такое чувство. Но сюжет произведения убеждает нас в обратном.
   Обломов был очень ленивым человеком, которого безумно утомляла даже безобидная короткая прогулка. Илья Ильич редко выходил из дома. Складывалось впечатление, что в этом мире его не волновало абсолютно ничего. И, как мне кажется, именно из-за людей, подобных Обломову, возможна деградация общества. Благодаря роману И. А. Гончарова появилось слово «обломовщина», которое понимается как некая болезнь бездействия, игнорирование общественных отношений.
   В произведении мы сталкиваемся с понятием «обломовщина» дважды: впервые его произносит сам Илья Ильич в ответ на вопрос Ольги Сергеевны «Что сгубило тебя?», а второй раз – в финале произведения, когда Андрей Штольц говорит о причине гибели Обломова:
   «– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен и – пропал!
   – Отчего же? Какая причина?
   – Причина… какая причина! Обломовщина!»
   А что же такое «обломовщина»? Этот вопрос интересовал многих литературных критиков. Н. А. Добролюбов посвятил этой теме статью «Что такое обломовщина?». Илья Ильич ведет образ жизни бездельника, его любимое место – диван, любимая одежда – халат, любимые занятия – мечтание и сон. Корни «обломовщины» можно найти в воспитании героя. В главе «Сон Обломова» живописно рассказано о сонной Обломовке: «Тихо и сонно все в деревне, безмолвные избы отворены настежь, не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Вокруг мир и тишина. То, что годами закладывалось в характере героя, ему уже не под силу полностью изменить.
   «Обломовщина» становится проклятием, она губит главного героя, все его добрые, умные, нежные, благородные помыслы. Осознав это, герой «мог лежать, как камень, целые сутки или целые сутки идти, ехать, двигаться, как машина». У Обломова началась горячка, и после выздоровления «обломовщина» навсегда стала образом жизни Ильи Ильича.
   Все, что современный читатель понимает под словом «обломовщина», начинает разрушаться после встречи Ильи Ильича с Ольгой Ильинской. Автор представляет читателю метаморфозу личности Обломова: «Жизнь, жизнь опять отворяется мне, вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в Casta diva… все здесь…»
   Любовь помогла пробудиться от сна даже такому герою, как Обломов. Подтверждение тому мы находим во встречах с его возлюбленной – Ольгой Ильинской. Во второй части романа показаны беспокойство героя, трепет, волнение и в то же время восхищение и преклонение: «Он втайне поклонялся чистоте женщины, признавал ее власть и права и приносил ей жертвы». Такому человеку, как Илья Ильич, для которого любовь раньше ничего не значила, очень сложно уверенно общаться с другими людьми. Когда влюбленные рядом, весь мир в красках, жизнь прекрасна, на сердце легко.
   Увы, Обломов не сумел изменить себя, отказался от своего чувства к Ольге Сергеевне, он выбирает тихую и размеренную жизнь с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Нет в жизни Обломова, корни которой таятся в образе жизни его родового имения, места любви-движению, любви-постоянному обновлению. Илье Ильичу нужны постоянная забота, ласка, материнская любовь. Любовь – это «душевный антонов огонь», от которого бежит герой. «Тоски, бессонных ночей, сладких и горьких слез – ничего не испытал он» с Пшеницыной. Никаких требований не предъявляла Агафья Матвеевна к Илье Ильичу. И у героя «не рождается никаких самолюбивых желаний, позывов, стремлений на подвиги, мучительных терзаний о том, что уходит время, что гибнут его силы, что ничего не сделал он…». Ведь именно такой представлял любовь Илья Ильич: «Найти в своем друге неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства».
   Человек не может прожить без любви. Обломов любил и был любим. Илью Ильича любили две женщины, непохожие друг на друга, как не похожа и их любовь. В традициях русской литературы выводить перед читателем сильного героя, который своей личностью объединял бы особый тип людей. Таковы Чацкий, Печорин, Базаров. Все они проходят «испытание любовью». И для каждого из них любовь – это нечто свое, особенное. Любовь убивает в них злое, антиобщественное, но иногда это сильное спасительное чувство отталкивает от себя героя.
   Обломов оказался между двумя полюсами любви: любви сильной целеустремленной женщины Ольги Ильинской и любви беззаветной, ничего не требующей от своего избранника Агафьи Пшеницыной. Выбор Ильи Ильича определил весь его жизненный путь.
   Можно ли считать любовь Агафьи Матвеевны спасительной силой, для меня остается неразрешенным вопросом.
   Константин Георгиевич Паустовский писал: «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание». Иван Александрович Гончаров показывает читателям, что любовь может быть очень разной. Сопоставление возвышенных чувств, которые возникают у Ильи Обломова с Ольгой Ильинской, и тех отношений, которые связывали Илью Ильича и Агафью Пшеницыну, позволяет подтвердить высказывание писателя ХХ века К. Г. Паустовского.