Сочинения по русской литературе. Все темы

Русская литература 2-й половины XIX века


«Выморочные» герои М. Е. Салтыкова-Щедрина

   М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения, как «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки», можно назвать образцами едкой сатиры, безжалостной насмешки над общественным строем. Писатель добивался этого эффекта, изображая «выморочных» героев практически в каждом своем творении.
   Кто же они? По-моему, это те, над кем можно и должно смеяться. В этих героях автор воплотил пороки и недостатки людей. «Выморочные» – ничтожные, гнусные, пустые, вызывающие у читателя презрение, а иногда даже негодование.
   Как мне кажется, «Господа Головлевы» – одно из тех произведений, где легко можно найти таких героев. Родовое поместье Головлево сравнивается с болотом. Живут там такие люди, которых эта трясина засосала окончательно и бесповоротно. Арина Петровна, хозяйка поместья, – властная и порой грубая женщина. Ее муж – бесхарактерный человек, не смеющий возразить ей хоть словом. И дети во всем покорны матери. Степка-балбес, который не может найти свое призвание в жизни, – еще один пример слабого человека.
   Но самым омерзительным и отталкивающим является Порфирий Головлев, брат Степана. Думаю, это яркий пример «выморочного» героя. О нем мне и хотелось бы рассказать. Что же он из себя представляет? Это становится ясно еще в самом начале повествования. Порфирий с детства был лицемером и подхалимом. Конечно, большую роль в этом сыграла атмосфера семьи, мать, стремящаяся всех подчинить своей воле. С детства Порфирий любил «приласкаться к милому другу маменьке», иногда украдкой «поцеловать ее в плечико» или просто сидеть в углу и смотреть «умильно». Степка-балбес дал ему три прозвища: «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик». Разумеется, все эти имена значимы, и очень важно, что автор называет Порфирия в основном Иудушкой… Эта уменьшительно-ласкательная форма имени Иуда как нельзя лучше отражает характер героя.
   На примере Иудушки Салтыков-Щедрин показывает, что отличительными чертами «выморочных героев» являются «пустомыслие, пустословие и пустоутробие».
   Нельзя не заметить, что Порфирий в своей речи очень часто употребляет «ласковые слова»: «племяннушка», «ай-ай-ай», «велликолепно»… Нередко он упоминает Бога, но звучит это так противно, что не веришь в религиозность Иудушки. Его медоточивые речи лишены смысла. Головлев сравнивается с пауком, плетущим словесную паутину. «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов». За ласковой речью скрываются ядовитые помыслы, подлость души. Но есть ли у него душа? Вряд ли. Бездушие Головлева проявляется в его отношении к близким, к собственным детям. Он называет их «Володенькой», «Петенькой»… Но в трудную минуту отделывается пустыми нравоучениями. К «маменьке» он относится почти с раболепием, но не любит ее. Он не может испытывать глубокие чувства. С каждым годом Иудушка все больше опускается духовно. Даже на «племяннушку» смотрит «сальными» глазами. Никто не может найти у него поддержки. Трудно поверить в то, что такой человек способен раскаяться. Но в Иудушке заговорила совесть. Оказывается, он может даже пожалеть племянницу. «Бедная ты моя!» – говорит он, гладя ее по голове. Автор начинает называть его Порфирием. И пробуждение совести – это самое страшное наказание для него. Иначе рассказ об Иудушке стал бы неполным. Да, Салтыков-Щедрин показывает нам пустоту этого «выморочного» героя через его гнусные поступки, его отношение к близким… Но особенно поражает его конец. Человек, конечно, может жить подло, думая лишь о себе. Но чем хуже ты поступал, тем грознее звучит голос совести, тем неизбежнее кара. Так, образ Иудушки стал для автора средством выражения своих мыслей о жизни…
   Трудные размышления о жизненном укладе, о «выморочных» людях писатель отразил и в своих «Сказках». Замечательна сказка «Премудрый пискарь»! Главный герой – пескарь, липкая рыбешка. Конечно же, он не такой, как Иудушка. Но я думаю, что и эту рыбку можно назвать «выморочным» героем. Кто такой пескарь? Казалось бы, просто рыба. Живет в норе, прячется то «в тине», то «в осоке»… Но «был он пискарь просвещенный», «умеренно-либеральный», «вина не пьет»… Совсем как человек! Точнее, как типичный обыватель. В данном случае образ дрожащей от страха рыбешки как нельзя лучше характеризует труса. В самом заглавии таится злая ирония. «Премудрый пискарь»… И к чему же приводит такая мудрость? «Жил – дрожал, и умирал – дрожал». Перед смертью перед ним встают страшные вопросы. Кому он «доброе слово сказал»? Кого утешил? «Кто об его существовании вспомнит?» И пескарь вынужден признать, что никому он не нужен. Вот к чему приводят «выморочная» жизнь, нелепые страхи, боязнь за свое благополучие, эгоизм. И поэтому страшен конец пескаря, как и конец Иудушки.
   Многие герои «Сказок» вызывают у писателя презрительный смех, поражают своей глупостью или подлостью. В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» это, разумеется, генералы. Без мужика они ни на что не способны. Разве были бы они «пухлыми» и «белыми», если бы не он? «Мужичина» их и поит, и кормит, и отвозит на лодке домой, а они воспринимают все как должное. Нравственная нищета их очевидна.
   В сказке «Верный Трезор» в образе пса изображен подхалим, готовый каждому услужить. Но чем все завершается?.. «Собаке – собачья смерть» – вот суровый приговор такой жизни, точнее, такому рабскому существованию.
   Сколько таких «выморочных» героев в произведениях Салтыкова-Щедрина! «История одного города» вся посвящена глуповцам. Их жизнь тоже существование, оживляемое лишь постоянной сменой градоначальников, каждый из которых по-своему ничтожен.
   Существование… Именно так можно точнее всего определить «жизнь» «выморочных» героев. А что же такое настоящая жизнь? Салтыков-Щедрин не говорит об этом прямо, предоставляя читателю решать самому.
   «Путь из Глупова в Умнов ляжет через Буянов, а не через манную кашу». Мне кажется, что эти слова писателя можно понять не только как призыв к революции, которая изменила бы весь порядок жизни в стране. Это значит, что нужно активно действовать, бороться за настоящую жизнь, а не угасать в «болоте», подобно Головлевым, не прятаться в норе, как пескарь. Людям следует подумать о других, о смысле своей жизни…
   Для этого-то, как мне кажется, и нужны «выморочные» герои в произведениях Салтыкова-Щедрина. Смеясь над ними и ужасаясь их поступкам, мы смеемся над своими пороками и возмущаемся несправедливостью нашей жизни. Наверное, Салтыков-Щедрин хотел показать нам, какими мы не должны быть, чего нам следует опасаться и что нужно беспощадно искоренять.