АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

КРАТКИЙ CЛOBAP ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) — один из видов тропов, иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа.

Аллитерация (от лат. ad — к, при и litera — буква) — один из видов звукописи: повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, использующийся для звуковой выразительности речи, чаще стихотворной.

Амфибрахий (от греч. amphibrachys - с двух сторон краткий) — трехсложный стихотворный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на второй слог — ударный между двумя безударными (v v).

Анапест (от греч. anapaistosana — назад и раіо — бить, отбитый назад) — трехсложный стихотворный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на третий последний слог (v v).

Анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх) - единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

Антитеза (от греч. antithesis — противоположение; от anti — против, thesa — положение) — 1) стилистическая фигура (оборот), основанная на резком противопоставлении понятий, образов, картин и т.д.; часто выражена словами-антонимами; 2) в широком смысле — всякий значимый контраст на разных уровнях идейно-художественного содержания произведения.

Ассонанс (от франц. assonance — созвучие) — один из видов звукописи: повтор однородных гласных звуков, чаще ударных, в стихах (реже — в прозе).

Вольный стих (вольный ямб) — в русском силлабо-тоническом стихосложении стих с неравным количеством стоп в строках: число стоп может колебаться от 1 до 6.

Герой литературный - образ человека в художественном произведении; часто употребляется в значении «персонаж», «действующее лицо»; дополнительный смысловой оттенок — положительная характеристика личности.

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — вид тропа, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления.

Гротеск (от итал. grottesco — причудливый) — средство художественного изображения, в основе которого — максимальное преувеличение и заострение, нарушающее границы правдоподобия, соединение несоединимого: реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного; основа гротеска — гипербола, используется в целях создания сатирических образов.

Дактиль (от греч. daktylos — палец) — трехсложный стихотворный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на первый из грех слогов ( v v).

Деталь художественная (от франц. detail — подробность, мелочь, частность) — выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку (микрообраз); различают портретные, пейзажные, бытовые детали (детали интерьера), детали поведения и речевые.

Диалог (от греч. dialogos — разговор двух людей) — разговор двух или нескольких (полилог) лиц в литературном произведении в форме отдельных высказываний (реплик); характерен для драмы и эпических произведений.

Драма (от греч. drama - действие) — 1) (драматургия) один из трех основных родов художественной литературы, характеризующийся сюжетностью, конфликтностью действия и его членением на сценические эпизоды: произведения драматургии состоят из монологов и диалогов, авторскую речь заменяют ремарки, основные жанры: трагедия, комедия, драма, 2) драма — один из ведущих жанров драматургии; изображает конфликты героев с обществом, друг с другом, их переживания, но не отрицает возможности благополучного разрешения противоречий.

Жанр литературный (от франц. genre — род, вид) — исторически сложившийся тип художественного произведения, относящегося к определенному литературному роду (роман, ода, комедия и т.д.).

Завязка — событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении, и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.

Звукопись — целенаправленное применение звуковых повторов для усиления художественной выразительности речи (аллиитерация, ассонанс).

Идея (от греч. idea — понятие, представление) — главная обобщающая мысль, лежащая в основе художественного произведения, выражающаяся в образной форме.

Инвектива (от лат. invectiva oratio - обвинительная речь) — резкое выступление, направленное против кого-либо, сатирическое обличение.

Инверсия (от лат. inversion — перестановка) — нарушение общепринятой грамматической последовательности слов в предложении, придающее речи особую выразительность и экспрессивность; используется для логического и интонационного выделения слова или части предложения.

Интрига (от лат. intrigare — запутывать) — запутанная цепь событий и поступков персонажей, призванная обострять сюжет, делая непредсказуемым дальнейший ход событий и развязку.

Ирония (от греч. еіrоnеіа — притворство, насмешка) — 1) спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка, часто выраженная в виде похвалы; 2) вид тропа — противопоставление буквального значения слова тому, которое вкладывает в него говорящий, двойной смысл, когда сказанное обретает противоположное звучание.

Катрен (от франц. quatrain — четверостишие) — строфа из четырех строк; виды рифмовки в катрене: перекрестная, смежная, опоясывающая (кольцевая).

Комедия (от греч. comodia, komos — веселая процессия и ode — песня) — один из основных драматургических жанров; произведение, в котором высмеиваются общественные или частные недостатки; различаются: сатирическая, бытовая, лирическая комедия, комедия характеров, положений и др.

Композиция (от лат. compositio — составление, упорядочение) — построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий, принцип соединения частей произведения в единое целое.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — острое столкновение характеров и обстоятельств, положенное в основу действия; может быть частный или общий, явный или скрытый, внешний или внутренний, разрешаемый (локальный) или неразрешимый.

Кульминация (от лат. culmen — вершина) — момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения; вершина конфликта.

Лейтмотив (от нем. leitmotiv — ведущий мотив) — многократно повторяющийся, варьирующийся образ (выразительная деталь, слово и т.п.), проходящий сквозь творчество или отдельное произведение писателя.

Лирика (от греч. lуrа — древнегреческий струнный музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись песни-стихотворения) — одни из трех основных родов литературы, предметом отображения которого является содержание внутренней жизни, индивидуальных чувств и переживаний; субъективный род литературы; жанры лирики: ода, элегия, послание, эпиграмма, идиллия, мадригал и т.д.

Лирический герой — образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении; не тождественен биографической личности.

Лиро-эпическая форма — межродовая форма (не является четвертым родом) литературы: сочетает в себе особенности изображения, присущие и эпосу, и лирике; лиро-эпические жанры: баллада, поэма, роман в стихах и др.

Литота (от греч. litotes — простота) — вид тропа, обратный гиперболе и заключающийся в преуменьшении признака, качества предмета («мужичок с ноготок»).

Метафора (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа, переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другим (перенос по сходству); скрытое сравнение, разновидности метафоры — олицетворение (уподобление неживого живому) и овеществление (уподобление предмету); выделяют метафоры простые и развернутые (метафорический ряд).

Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — вид тропа, замена названия одного предмета на другой, основанная на их смежности в пространстве или во времени (перенос по смежности).

Монолог (от греч. monos — один, logos — слово, речь) — развернутое высказывание одного персонажа, обращение к собеседникам или самому себе (произносимое в одиночестве вслух или же принимающее форму внутреннего монолога), а также авторский монолог.

Мотив (от франц. motif — мотив, напев) — простейший, неделимый элемент повествования; устойчивый компонент литературного текста (мотив дороги, мотив одиночества и т.д.).

Направление литературное — совокупность фундаментальных идейно-художественных принципов, характерных для творчества большой группы писателей, литературных школ и течений; взаимодействие, развитие, смена направлений составляют основную закономерность литературного процесса (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм и т.д.).

Новелла (от итал. novella — новость) — жанр эпоса, близкий к рассказу, отличающийся динамичным, стремительно и часто парадоксально развивающимся сюжетом с неожиданной концовкой.

Образ автора — условный носитель авторской речи в произведении, от лица которого ведется повествование, а также персонаж, сближенный с биографическим автором, обладающий чертами лирического героя или героя-рассказчика, который создастся в лирических отступлениях.

Образ художественный — одна из основных категорий эстетики, характеризующая присущий только искусству способ отображения действительности, при котором образ обобщает действительность, раскрывает в единичном произведении (тексте, картине, спектакле) внутреннюю сущность вещей.

Ода (от греч. ode — песнь) — жанр лирики, стихотворение восторженного характера в честь какого-либо лица, значительного, торжественного события.

Оксюморон (от греч. oxymoron — остроумно-глупое) — соединение противоположных по смыслу понятий в художественном образе, в результате чего рождается новое понятие, сжатая до парадокса антитеза («мертвые души»).

Олицетворение — разновидность метафоры, уподобление неодушевленных предметов, явлений природы живому существу, в результате чего они наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями и т.д.

Параллелизм (от греч. parallelos - рядом идущий) - один из видов повтора (синтаксического, лексического, ритмического), прием создания художественного образа посредством тождественного или сходного расположения элементов текста, в основе которого сближение явлений по сходству (человека и природы).

Парцелляция (от франц. parcell - частица) — разделение единого по смыслу высказывания на несколько самостоятельных предложений.

Пафос (от греч. pathos — страсть) — высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателем, раскрываемая в его творчестве; эмоциональное звучание, настрой произведения, определяющий сто общую тональность; виды пафоса — героический, трагический, драматический, сентиментальный, романтический, комический (сатира, юмор, ирония).

Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность) — изображение картин природы в художественном произведении, помогающее в раскрытии характеров литературных героев.

Перифраз — вид тропа, замена прямого названия предмета или явления его описанием; по форме и содержанию близок к развернутой метафоре и метонимии.

Персонаж (от лат. persona - лицо, маска) — общее название любого действующего лица литературного произведения; часто употребляется в значении «литературный герой», «действующее лицо», а также «образ- персонаж»; выделяются главные, второстепенные, эпизодические, вне- сценические (в драме), внесюжетные персонажи.

Пиррихий (от греч. pyrrhichios) - в силлабо-тоническом стихосложении стопа, состоящая из двух безударных слогов (vv); используется в ямбе и хорее.

Повесть — жанр эпической, повествовательной литературы (средняя эпическая форма), в которой изображается не одно, а ряд событий, освещающих целый период жизни человека, главного действующего лица повествования.

Портрет литературный (от франц. portrait — изображать) - изображение внешности героя как средство его характеристики, разновидность описания; может быть кратким или подробным (детализированным), статическим или динамическим; выделяется психологический портрет.

Послание — жанр лирики, стихотворение, адресованное кому-либо (дружеское, любовное, гражданское).

Поэма (от греч. роіеmа, от роіео — делаю, творю) — лиро-эпический жанр, в котором повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрываются через восприятие и оценку повествователя; крупные стихотворные произведения с сюжетно-повествовательной организацией.

Поэтическая лексика — использование в художественном произведении особых стилистически окрашенных слов (историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов и проч.), экспрессивной (сниженной или возвышенной) лексики в речи автора и персонажей.

Поэтическая фонетика (фонетический ритм) — использование звукописи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи (аллитерация, ассонанс, звукоподражание).

Поэтический синтаксис — особые синтаксические приемы и фигуры речи, позволяющие ярче представить художественный образ, выделить слово, придать ему особую экспрессивность, а также интонационную выразительность тексту в целом (риторические вопросы, обращения, восклицания; анафоры, повторы, инверсии и др.).

Проблема — сложный вопрос, исследуемый автором в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным); та сторона жизни, которая особенно интересует писателя; проблематика - совокупность проблем, затронутых в произведении.

Проза (прозаическая художественная речь), (от лат. prosa — свободная речь) - художественное произведение, изложенное обычной, свободно организованной, а не мерной, стихотворной речью.

Притча — небольшой иносказательный рассказ, в котором изложено религиозное или моральное поучение.

Развязка — положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий - заключительная сцена, в которой дается разрешение изображаемого конфликта, указывается на возможные пути его решения или принципиальную неразрешимость.

Размер стихотворный — выдержанная на протяжении всего произведения форма стихотворного ритма, который определяется числом слогов, ударений или стоп в зависимости от системы стихосложения: в силлабическом стихосложении - количеством слогов, в тоническом — числом ударений, в силлабо-тоническом — числом стоп (4-стопный ямб, 3-стопный анапест и т.д.).

Рассказ (от англ. short story) — жанр эпической, повествовательной литературы, малая ее форма — небольшое прозаическое произведение, посвященное обычно отдельному событию в жизни человека, без детального изображения того, что с ним было до и после этого события.

Рассказчик — персонаж в литературном произведении, от лица которого ведется повествование о других персонажах и событиях.

Ремарка (от франц. remarque — замечание, пояснение) - краткие указания или пояснения автора в драматическом произведении, характеризующие жесты, мимику, интонацию, темп речи героев, а также описание обстановки действия, состава персонажей и т.д.

Реминисценция (от лат. reminiscentia - воспоминание) — не буквальное воспроизведение, невольное или намеренное, слов, образов, мотивов из другого произведения, рассчитанное на ассоциативное восприятие читателя.

Реплика (от лат. replica - возражаю) — фраза, произнесенная одним персонажем в ответ на слова другого; реплика «в сторону» — внутренняя речь персонажа в драматическом произведении, обращенная не к сценическим собеседникам, а к зрителям.

Ретроспекция (от лат. retro - назад и specto - смотрю) — описание событий жизни, переживаний, поступков персонажей произведения в прошлом.

Рефрен (от франц. refrain - припев) — повторение какого-либо стиха или нескольких стихов после каждой строфы или их сочетания (в песнях — припев).

Речевая характеристика — особенности речи литературного героя, которые писатель стремится подобрать так, чтобы с наибольшей полнотой передать основные черты изображаемого им характера.

Ритм (от греч. rhythmos — стройность, соразмерность) — упорядоченное чередование стихотворных строк, а внутри строк — ударных и безударных слогов; одна из основных особенностей стихотворной речи.

Риторический вопрос (от греч. rhetor — оратор) — поэтический оборот, усиливающий эмоциональность высказывания благодаря вопросительной форме, хотя высказывание носит утвердительный характер (не требует ответа).

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчеркивающее ритм стиха; различают: по месту ударения — мужская (на последнем слоге), женская (на предпоследнем); по созвучию — точная, неточная; по способу рифмовки - парные, перекрестные, опоясывающие.

Род литературы — определенный, исторически сложившийся способ изображения действительности и человека в художественном произведении; большие устойчивые группы литературных произведений, объединяемых своеобразием пространственно-временной организации, способом изображения человека, формой присутствия автора и характером обращенности текста к читателю; три основных рода: эпос, лирика, драма.

Роман (от франц. roman) — жанр эпической, повествовательной литературы, крупное произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, обычно большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии; характерные свойства: разветвленный сюжет, система равнозначных персонажей, временная протяженность; различают романы: семейно-бытовые, социально-психологические, исторические, философские, любовные, авантюрные и проч.

Сарказм (от греч. sarkazos — рву мясо) - высшая степень иронии, злая, язвительная насмешка над изображаемым предметом, одно из сильнейших средств сатиры; в отличие от иронии по эмоциональной окраске выражает негодование, боль и отчаяние.

Сатира (от лат. satura — смесь, мешанина) — вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство, осуждающий пороки общественной жизни, злое высмеивание их (обличительный пафос); характерные черты: намеренная деформация предмета изображения, искажение его реальных пропорций, гиперболизация.

Символ художественный (от греч. symbolon — условный знак) — образ-знак, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме и подразумевающий множественность значений и толкований; близок аллегории, но шире ее.

Синекдоха (от греч. synecdoche — соотнесение) — частный вид метонимии: называние части вместо целого или использование единственного числа вместо множественного.

Спондей (от греч. spondeios) - вспомогательная (усиленная) стопа, состоящая из двух ударных слогов; сверхсхемное ударение в двусложных стопах ямба и хорея ( ).

Сравнение — вид тропа: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым.

Стансы (от франц. stance — остановка) — элегическое стихотворение, обычно написанное четверостишиями, каждое из которых выражает законченную мысль и отделяется от следующего интонационно (паузой) и пунктуационно (точкой).

Стих (от греч. stihos — ряд, строка) — ритмическая основа стихотворной речи; отдельная строчка в стихотворном произведении.

Стихосложение (система стихосложения) — принцип ритмической организации стихотворной речи; существует силлабическое (от греч. sillabz — слог) (слоговое), в основу которого положено одинаковое число слогов в стихотворной строке с отчетливым ударением в середине стихотворной строки и на предпоследнем слоге в стихе; тоническое (от греч. tonos — ударение) (ударное), основанное на одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями; силлабо-тоническое (слогоударное), основанное на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов.

Стихотворная речь (стихи) (от греч. stichos - ряд, строй, порядок) — в отличие от прозы мерная, ритмически организованная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые.

Стихотворение — небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно относится к лирике.

Стопа — элементарная ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного(-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке; может быть двусложной (ямб v ; хорей v) и трехсложной (дактиль v v, амфибрахий v v, анапест v v ); в соответствии с названием стопы в силлабо-тонической системе выделяются пять основных размеров, каждый из которых варьируется по количеству стоп (четырехстопный ямб и проч.); кроме полноударных стон, встречаются ослабленная (пиррихий vv) и усиленная (спондей ) вспомогательные стопы (в ямбе и хорее).

Строфа (от греч. strophe — кружение, оборот) — повторяющееся в стихотворении сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией; различаются следующие: двустишие, трехстишие (терцина), четырехстишие (катрен), восьмистишие (октава), четырнадцатистишие (сонет, онегинская строфа).

Сюжет (от франц. sujet - предмет) — ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического, лиро-эпического или драматургического произведения; различают по способу организации хроникальные (временная связь) и концентрические (причинно- следственная связь) сюжеты; к элементам сюжета относятся: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Тема (от греч. thema — то, что положено в основу) — круг жизненных явлений, отобранный и освещенный писателем в художественном произведении с определенных мировоззренческих позиций; тематика — совокупность тем произведения.

Тип литературный (от греч. typos — отпечаток, образец) — персонаж, в котором художник с наибольшей полнотой и определенностью запечатлел общественно значимое, существенное для той или иной среды, той или иной эпохи явление; представляет собой единство национальных, общечеловеческих, конкретно-исторических черт, психологических, нравственных и волевых особенностей личности.

Трагедия (от греч. tragodia — букв, козлиная песнь) — жанр драматургии; в основе ее - неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою, в результате которого герой физически погибает, но одерживает моральную победу, что вызывает скорбь зрителей и душевное очищение их через страдание — катарсис; призвана отразить торжество духа человека.

Троп (от греч. tropos — оборот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном значении с целью достичь художественной выразительности; простейшие тропы - сравнение, эпитет; сложные тропы - метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраз, аллегория, антитеза, ирония и др.

Характер художественный (от греч. charakter — отпечаток, признак) — образ человека в произведении в единстве общего и индивидуального, субъективного и объективного, внешнего и внутреннего, что позволяет читателю воспринимать персонаж как живое лицо; это и образ человека, и авторское представление о нем; не является аналогом характера в психологии, в реальности.

Хорей (греч. choreios, от choros - хор) - двусложный стихотворный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на первый слог (v).

Экспозиция (от лат. expositio — объяснение) — вступительная, исходная часть сюжега, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.

Элегия (от греч. elegos — жалоба) — жанр лирики, стихотворение, проникнутое грустью, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, созерцание природы и др.

Эпизод (от греч. episodion — вставка) — небольшой отрывок, относительно завершенный фрагмент или часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.

Эпилог (от греч. epilogos — послесловие) — заключительная часть произведения, сообщающая о дальнейших судьбах героев; при этом излагаются события, которые произошли с действующими лицами после окончания основного сюжета.

Эпитет (от греч. epitheton - приложение) — вид тропа, художественное определение, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета, на которое автор обращает внимание и по поводу которого выражает свое отношение.

Эпопея (от греч. epopoija - от epos - слово, повествование и роіео - творю) — самый крупный повествовательный жанр литературы; монументальная форма эпоса, изображающая события, в которых решаются судьбы нации, народа, страны; отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния; охватывает большой период исторического времени; возникла в древности как героический эпос, опирающийся на предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея» и др.).

Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) - один из трех основных родов литературы, отражающий жизнь подробно и объективно, чаще — в форме детального повествования, связного рассказа о тех или иных событиях, человеке и его судьбе; основные жанры: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, басня и др.; возникает в фольклоре, где источником сюжета являются народные предания (былины, сказки, легенды и т.д.).

Юмор (от англ. humour - юмор, настроение, склонность) — вид комического, в котором внешне смешная форма сочетается с внутренним серьезным отношением; обращен к отдельным негативным сторонам какого-либо явления, при этом насмешка не ставит целью обличение мира в целом, часто сочетается с сочувствием.

Ямб (греч. jambos, от jambike — фракийский музыкальный инструмент) — двусложный стихотворный размер в русском силлабо-тоническом стихосложении, в котором ударение падает на второй слог (v); наиболее распространен в русской поэзии четырехстопный ямб.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница