Все сочинения по картинам из учебников 5—9 классов. С.И. Львова

Сочинение по картине И. И. Левитана «Одуванчики»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в небольшом литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего. В начале 1870-х гг. семья перебралась в Москву. Способности к рисованию у Исаака Ильича проявились рано, в 13-летнем возрасте он уже поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Учился хорошо, его дарование отмечали такие выдающиеся русские художники, как А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

Между тем семью преследовали несчастья. Сначала умерла мать, затем тяжело заболел отец и вскоре последовал за женой. Осиротевшие дети — а их в семье было четверо — узнали острую нужду.

Со временем к Левитану пришло признание, его материальное положение существенно улучшилось. Уже будучи известным художником, он преподавал в том самом Училище живописи, ваяния и зодчества, где некогда учился сам. Его работы экспонировались на выставках, которые организовывались в России содружеством передвижников, и даже за границей.

Но годы нищеты не прошли даром. Здоровье художника было сильно подорвано. Однако за свою короткую жизнь он успел создать множество картин.

Основное место в творчестве Левитана занимают пейзажи. Художник рисовал русскую природу, можно сказать, открыл ее красоту для своих современников. До него бытовало мнение, что в России нет выразительной природы, которую стоило бы запечатлеть на полотне. Русские пейзажисты подражали своим французским и итальянским коллегам, изображая эффектные ландшафты. Левитан не принял такого подхода, да ему и не требовались внешние эффекты — он умел показать выразительность самого типичного среднерусского пейзажа. Неприметные и непритязательные уголки на его картинах изображены так, что воспринимаются как нечто близкое и родное.

Но Левитан не ограничивался лишь одними пейзажами. Среди его работ есть и портреты, и натюрморты. Натюрморт — это картина, на которой изображены плоды, цветы, посуда и т. п.

«Одуванчики» — один из ранних и наиболее известных натюрмортов Левитана. В период написания этой картины художник жил в небольшом провинциальном городке Плёс, расположенном на берегу Волги.

Сюжет картины крайне прост. На серо-коричневом фоне изображён простой глиняный кувшин с букетом из одуванчиков. В букете присутствуют цветы на разных «стадиях»: бутоны, расцветшие жёлтые головки и серебристые шары отцветших цветов, превратившихся в семена-пушинки.

В этой картине часто пытаются найти скрытый смысл, некую глубинную идею, зашифрованную художником во внешней незатейливости этого натюрморта. Есть мнение, что таким образом Левитан стремился передать ощущение мимолётности земного бытия, краткости человеческой жизни. Высказывается предположение, что бутоны символизируют детство и юность человека, распустившиеся жёлтые цветки — зрелость, а белые — старость и надежду на то, что жизнь продолжается где-то за пределами земного круга. Ведь семена когда-нибудь подхватил ветер, а затем они снова упадут на землю и прорастут, и расцветут новые цветы...

Но, возможно, всё гораздо проще. Художник просто прогуливался на природе, увидел цветы, чем- то похожие на маленькие солнышки, нарвал букет и потом нарисовал его, чтобы мимолётная красота силой искусства сохранилась на века. Просто хотел показать другим незатейливую, трогательную красоту всем знакомого, привычного цветка, на который мало кто обращает внимание.

Фон картины — однообразный, даже несколько мрачноватый. Нет чёткой границы между поверхностью, на которой стоит кувшин, и стеной, они сливаются, и это сделано не случайно. Главное в картине — сами цветы. На таком фоне они особенно выделяются, словно напоминают о солнце, о зелёных лужайках с вкраплениями золотых — распустившихся — и серебряных — отцветших — головок.

Не случайна и простота композиции. Ведь художник стремился передать одухотворённость природы, которая всем привычна, и композиция картины должна способствовать ощущению естественности и безмятежности.