История зарубежной литературы ХIХ века. Реализм

Курс лекций

 

Французская поэзия середины ХIХ века.

Гюстав Флобер (1821 – 1880).

По своим теоретическим взглядам на жизнь и искусство Флобер очень близок к парнасцам. Он также считал, что жизнь и большинство людей-обывателей плохи, и их исправить невозможно. Для Флобера характерно презрение и даже ненависть к тупым, грубым обывателям. Счастье для абсолютного большинства людей недостижимо (и для интеллигентов, и для мещан, для интеллигентов в особенности). Более того, Флобер считал, что стремиться к счастью, удовлетворять все свои желания не только бессмысленно, но и опасно. «Достигнутое желание не приносит счастья, стремиться к счастью – значит ввергнуть себя в беду». Чем сильнее человек стремится к счастью, мечтает, надеется, тем тяжелее он переживёт неизбежное разочарование, крушение его мечтаний и надежд. А с точки зрения Флобера – это неизбежно. За слишком сильные желания, можно заплатить жизнью.  

Единственный источник радости и счастья, с точки зрения Флобера, - искусство. «Жизнь так гнусна… А избежать её можно, живя в Искусстве, в непрестанных поисках Правды, переданных посредством Красоты». Для Флобера искусство и вообще сфера элитарной, высокой культуры – это башня из слоновой кости, нечто безупречно прекрасное, чистое и высокое, где можно забыть грубость реальности. «Единственный способ не быть несчастным – это целиком замкнуться в искусстве…». «Закроем двери, взберёмся как можно выше на нашу башню из слоновой кости, на последнюю ступеньку, ближе к небу: там иногда холодно, зато видишь сияние звёзд и не слышишь болванов».

Флобер считал, что искусство, литература превосходит реальность прежде всего красотой и совершенством формы, стиля. И этим элементам он уделял огромное внимание. Красота для реалиста - это прежде всего точность, краткость, гармония, ни одного лишнего слова. У Флобера мало внешней красоты, ярких метафор, эмоциональных эпитетов. У него красота точности и краткости. Для Флобера совершенный стиль, совершенная форма – это когда словесное выражение абсолютно адекватно смыслу. Предупреждаю, чтобы заметить эту красоту непросто, нужно по-настоящему любить литературу, обладать некоторым эстетическим вкусом, жизненным и читательским опытом.  

Самого Флобера можно назвать фанатиком точности и совершенства, всю свою жизнь он провёл за письменным столом, мог месяцами кропотливо работать над одной сценой, занимающей всего несколько страниц, искал самые подходящие, единственно верные слова, добивался предельной точности и совершенства. А потом вдруг решал, что эта сцена вообще не нужна в романе и безжалостно её выбрасывал.     

Флобер чувствовал себя несчастным, одиноким, никогда не был женат, единственной его отрадой было творчество. Бывали месяцы, когда Флобер не вставал из-за стола по 15 часов в день. Он ложился в 4 утра, а с девяти, сам этому удивляясь, уже опять усаживался в рабочее кресло. «Я – человек-перо, я существую из-за него, ради него, посредством него, я больше всего живу с ним».

Вот как Флобер описывает в письмах свою работу над романом «Госпожа Бовари». «Жизнь веду я суровую, безрадостную... Я люблю свою работу яростной и извращенной любовью, как аскет — власяницу, царапающую емутело. По временам, когда я чувствую себя опустошенным, когда выражение не дается мне, когда, исписав длинный ряд страниц, я убеждаюсь, что не создал ни единой фразы, я бросаюсь на диван, лежу отупелый и погружаюсь в тоску. Я ненавижу себя, я обвиняю себя в безумном честолюбии, которое заставляет меня гнаться за_химерой. А через четверть часа все изменилось, сердце бьется от счастья. В прошлую среду мне пришлось встать и пойти за носовым платком — у меня по лицу текли слезы. Я сам умилился над тем, что писал; я испытал сладостное волнение и от своей идеи и от фразы, передавшей эту идей, и от удовлетворения, что нашел самую фразу».

  «С двух часов дня (за исключением двадцати пяти минут на обед) япишу «Бовари». Описываю прогулку верхом, сейчас я в самом разгаре, дошел до середины; пот льет градом, в горле ком. Я провел один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живешь иллюзией. Давеча, в 6 часов, в тот момент, когда я писал слова «нервный припадок», я был так возбужден, так горланил и так глубоко чувствовал то, что переживает моя бабенка, что даже испугался, как бы со мной самим не случился нервный припадок; чтобы успокоиться, я встал из-за стола и открыл окно. У меня кружилась голова...».

И ещё одна особенность сближает Флобера с парнасцами – стремление к полной объективности, бесстрастности. Он считал, что автор не вправе навязывать читателю свои взгляды на жизнь, не должен его ничему учить, писатель может и должен только как можно правдивее изображать жизнь такой, какая она есть. Искусство должно быть абсолютно объективно. Никаких субъективных авторских оценок, мнений, прямых обращений к читателю, как это было часто у романтиков. Жизнь и ничего более: читатель сам сделает выводы.

  

Творчество.

Лучший роман Флобера – первый «Госпожа Бовари» (1857). Этот роман был обвинен в нарушении общественной нравственности, над Флобером состоялся суд, который ничем не кончился. В романе описывалась измена и явно не осуждалась, кроме того, роман очень откровенен для своего времени в описании любовной, сексуальной сферы.

Цитата из письма писателя о романе: «Мне было важно одно – передать серый цвет плесени, в которой прозябают мокрицы». То есть в первую очередь роман – это изображение ненавистной Флоберу провинциальной пошлой, мещанской, гнусной, беспросветной жизни, а всё остальное разберёте на семинарах. Самый важный вопрос, над которым я хочу, чтобы вы подумали: действительно ли во всём произошедшем виновата сама Эмма, что такое вина человека, существует ли она на самом деле, есть ли настоящая свобода выбора? Был ли хоть один момент в её жизни, точка в линии жизни, где она действительно делала свободный выбор своей судьбы? Могла ли она в тех же обстоятельствах прожить другую жизнь. Ведь поведение и судьба человека обусловлены его врождёнными качествами, темпераментом, характером, воспитанием, внешними окружающими обстоятельствами, все эти факторы от самого человека никак не зависят. Человек поступает только так, как может он поступить в данной ситуации, как диктует ему его натура, данная от природы, и обстоятельства.

Есть точка зрения, что человек на самом деле вообще не обладает свободой выбора, и значит он не может быть виноват в том, что он сделал, настоящей объективной вины вообще не существует, ни один человек ни в чём не виноват, всё происходит, потому что происходит, потому что мир так устроен (есть лишь субъективное ощущение вины, угрызения совести - от того, что человек переступил важные для него нравственные нормы). И тогда Эмма ни в чём не виновата, судьба её не могла быть иной в тех условиях, в которых она жила. Имейте в виду, что такой взгляд – еретический, противоречит взглядам абсолютного большинства людей, преподавателей, учёных и т.д. Он противоречит нашей цивилизации, основанной на христианских принципах морали, а важнейшее понятие христианской морали – свобода человека выбирать между добром и злом и ответственность за это, наказание или награда.

Флобер написал ещё несколько произведений, более или менее известных, но ни в одном из них он не достиг уровня «Госпожи Бовари».

Второй роман «Саламбо» (1862) – исторический. Это уход от современности, красочное, детальное описание далёкого, экзотического прошлого. Действие происходит в 3 веке до н. э. в Карфагене, богатом городе древности. В центре сюжета восстание наёмников-негров против Карфагена. На этом фоне рассказана история трагической любви вождя восставших Мато и дочери правителя Карфагена прекрасной Саламбо. Есть сцены очень яркие, впечатляющие – например, атака боевых слонов, топчущих бегущих людей. Есть сцены жестокие, кровавые. «Будем жестоки! Польём водкой наш век подсахаренной водички, утопим буржуа в гроге одиннадцати тысяч градусов и пусть у него горит глотка». С точки зрения содержания, сюжета, это довольно обыкновенный исторический роман, ничего выдающегося в нём нет. 

В третьем романе «Воспитание чувств» (1869) Флобер возвращается к современности. Описана неудачная безрадостная жизнь слабого пассивного человека, который всю жизнь был влюблён в замужнюю женщину, не смог ни забыть её, ни соединиться с ней. В конце романа оказывается, что самым ярким впечатлением его жизни – когда он в юности с друзьями первый раз посетил публичный дом, они были такие глупые, наивные, свежие, так много было впечатлений, но он струсил и убежал. Но, с другой стороны, герой сумел сохранить чистоту совести, не вляпался ни в одну подлость, не продал душу за карьеру и богатство.

Стала знаменита одна новелла Флобера «Простая душа» (1877). Печальная история жизни неграмотной служанки Фелиситэ, простодушной и доброй, но несчастной. Её никто никогда не любил, она не была замужем. Она очень привязалась к хозяйке и её детям, которых она воспитывала. Но хозяйка умерла, дети выросли, разъехались. Она осталась одна, завела себе попугая, заботилась о нём, разговаривала, когда он улетел, была трагедия, потом вернулся, а потом он умер, она велела сделать из него чучело. На этого попугая она перенесла всю свою любовь. У неё в голове он как-то соединился со святым духом, так как она была очень религиозна. Очень впечатляюще описана её смерть. «Губы её сложились в улыбку. Сердце билось медленнее, всё невнятнее, всё слабее – так иссякает фонтан, так замирает эхо. И когда Фелиситэ испустила последний вздох, ей казалось, что в разверстых небесах огромный попугай парит над её головой». Стиль как всегда у Флобера превосходный.