ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 11. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Краткие выводы по изученной теме

1. «Обломов» — роман монографический. Как и большинство русских писателей того времени, Гончаров в центре романа ставит помещика-дворянина среднего сословия. Действие происходит в пределах семьи, однако выходит за её рамки, соприкасаясь с общественными проблемами.

2. Название романа указывает на то, что все смысловые линии ведут так или иначе к главному герою — Илье Ильичу Обломову. Образ Обломова дан в двух планах, что и обусловило разделение романа на две смысловые части и главные его темы — тема обломовщины и тема любви.

3. В первой части романа неподвижность жизни, дрёма, замкнутое существование — это не только признак существования Ильи Ильича, это суть жизни в Обломовке. Она отъединена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Эта жизнь по-своему полна и гармонична: это русская природа, сказка, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, красота праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он судит жизнь. Поэтому он не принимает «петербургскую жизнь», его не привлекает ни карьера, ни желание разбогатеть.

4. Посетители Обломова олицетворяют три жизненных пути, которые мог бы пройти Обломов: стать избалованным пижоном, как Волков; начальником отдела, как Судьбинский; писателем, как Пенкин. Обломов уходит в созерцательное бездействие, желая сохранить «своё человеческое достоинство и свой покой».

5. Образ Захара определяет структуру первой части романа. Обломов немыслим без слуги, и наоборот. Оба они — дети Обломовки.

6. Вторая и третья части романа — это испытание дружбы и любви. Действие становится динамичным. Главным антагонистом Обломова выступает его друг Андрей Штольц. Образ Штольца важен для понимания авторского замысла и для более глубокого понимания главного героя. Гончаров намеревался показать Штольца как деятеля, подготавливающего прогрессивные перемены в России. В отличие от Обломова Штольц — это энергичный, деятельный человек, в его речах и поступках чувствуется уверенность, он твердо стоит на ногах, верит в энергию и преобразующую силу человека. Немецкое трудолюбие, расчётливость и пунктуальность соединяются в Штольце с русской мечтательностью и мягкостью (отец у него немец, а мать русская). Однако в Штольце все-таки ум преобладает над сердцем, он подчиняет контролю даже самые тонкие чувства. Ему недостает человечности, которая является главным свойством Обломова.

7. Любовь, по мысли Гончарова, — одна из «главных сил» прогресса, миром движет любовь. Герои проходят испытание любовью. Разрыв Обломова и Ольги был закономерен, ибо Ольга и Обломов ждали друг от друга невозможного. Он самоотверженной, безоглядной любви, когда можно пожертвовать всем: «спокойствием, молвой, уважением». Она от него — деятельности, воли, энергии.

8. Ольга выходит замуж за Штольца, Обломов находит сердечную любовь Агафьи Матвеевны. В её доме на Выборгской стороне «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать её». Исчезнувший мир детства, Обломовка, появляется снова.

9. Роман Гончарова и его главный герой всегда вызывали противоречивые отклики в критике. Вслед за Добролюбовым мы можем объяснить «лежание» Обломова «совершенной инертностью, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению он — барин... Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного раба».

Приняв точку зрения Писарева, можно утверждать, что «автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами; но везде в ней играет главную роль страшный вопрос: «зачем жить? к чему трудиться?» — вопрос, на который человек часто не может найти себе удовлетворительного ответа. Этот неразрешённый вопрос, это неудовлетворённое сомнение истощают силы, губят деятельность; у человека опускаются руки, и он бросает труд, не видя ему цели».

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Заполните таблицу. Сделайте вывод об особенностях композиции романа и её связи с идейным содержанием.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2.Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Сделайте вывод из своих наблюдений.

XXVI. XXXVII

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

XXXVIII. XXXIX

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

ХLIII

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот WScott.

Не хочешь? — поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, и завтра тож,

И славно зиму проведёшь.

Сходство:_____________________________________________________________________________________________________________

Различие:_____________________________________________________________________________________________________________

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________

3. Закончите цитаты из романа, вставив на месте пропусков имена героев.

«___________________________________________________________ прослужил кое-как года два; может быть, он дотянул бы и третий до

получения чина, но особенный случай заставил его ранее покинуть службу».

«Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжет ему. Слуга старого времени удерживал, бывало, барина от расточительности и невоздержания, а __________________________________________________ сам любил выпить с приятелями на барский счет».

«___________________________________________________________ задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств. Усердно хлопотали, чтоб дитя было всегда весело и кушало много».

4. С кем из критиков вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ольга обращается к Обломову: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...». Ответьте на вопрос Ольги.

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Обломов пошёл в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдёт здесь, — думал он, — я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем её шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а всё, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот щмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно всё повторяет один и тот же звук, может быть, зовёт другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздаётся неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! — думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. — А снаружи так все тихо, покойно!..»

А шагов всё не слыхать. Наконец, вот... «Ох! — вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. — Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слёзы; но едва оботрёт, являются новые.

Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может.

Обломов не видал никогда слёз Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошел за ней.

— Ольга, Ольга! — нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошел рядом с ней.

— Вы плачете? — сказал он.

У ней слёзы полились сильнее. Она уже не могла удержать их и прижала платок к лицу, разразилась рыданием и села на первую скамью.

— Что я наделал! — шептал он с ужасом, взяв её руку и стараясь оторвать от лица.

— Оставьте меня! — проговорила она. — Уйдите! Зачем вы здесь? Я знаю, что я не должна плакать: о чем? Вы правы: да, все может случиться.

— Что делать, чтоб не было этих слёз? — спрашивал он, став перед ней на колени. — Говорите, приказывайте: я готов на все...

— Вы сделали, чтоб были слёзы, а остановить их не в вашей власти... Вы не так сильны! Пустите! — говорила она, махая себе платком в лицо.

И А. Гончаров. «Обломов»

1. Как изображение картин природы в этом фрагменте помогает передать состояние героя?

______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображено «испытание любовью» героя. В чём схоже (или чем различается) изображение «испытания любовью» этом произведении и в «Обломове» И.А. Гончарова?

______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

—используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

4. Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи «мёртвых душ»?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

5. Можно ли считать Штольца авторским идеалом?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться.не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

6. Согласны ли вы с точкой зрения критика, что жизнь Обломова в «сне» не представляет ничего исключительного?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

-обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

_________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________