ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 10. А.А. Фет. Лирика

 Краткие выводы по изученной теме

1. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

2. Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном даёт ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведёт природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные её глубины, герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой.

3. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы. Можно утверждать, что творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.

4. Природа у Фета живёт своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в её тайну, познать её великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъёма человек может быть к этой жизни причастен.

5. Фет изображает не столько предметы, явления природы, сколько оттенки, тени, неопределённые эмоции.

6. Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить её сокровенный мир, передать своё романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рождённые при созерцании её облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рождённых от общения с природой.

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Опираясь на текст стихотворений Фета, раскройте смысл высказывания Ап. Григорьева: «Из поэзии Фет развил, собственно, одну ее сторону: сторону неопределённых, недосказанных, смутных чувств».

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сопоставьте стихотворения Тютчева и Фета.

Ф.И. Тютчев «Фонтан»

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

А.А. Фет «Фонтан»

Ночь и я, мы оба дышим,

Цветом липы воздух пьян,

И, безмолвные, мы слышим,

Что, струёй своей колышим,

Напевает нам фонтан.

— Я, и кровь, и мысль, и тело —

Мы послушные рабы:

До известного предела

Все возносимся мы смело

Под давлением судьбы.

Мысль несётся, сердце бьётся,

Мгле мерцаньем не помочь;

К сердцу кровь опять вернётся,

В водоем мой луч прольётся,

И заря потушит ночь.

Заполните таблицу. Сделайте выводы из своих наблюдений.

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сопоставьте первоначальный и окончательный вариант стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье...». Пронаблюдайте, какие изменения поэт внёс в окончательный вариант. Сделайте выводы из своих наблюдений.

Первоначальный вариант

Шёпот сердца, уст дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Бледный блеск и пурпур розы,

Речь не говоря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Окончательный вариант

Шёпот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Какой вариант вам кажется более удачным? Почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Какие изменения в поэтической лексике произвёл поэт? Как в результате этого изменилось содержание, настроение, ритм стихотворения?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Сопоставьте стихотворения Пушкина и Фета.

А.С. Пушкин «Узник»

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормлённый в неволе орёл молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюёт под окном,

Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..»

А.А. Фет «Узник»

Густая крапива

Шумит под окном,

Зелёная ива

Повисла шатром;

Весёлые лодки

В дали голубой;

Железо решетки

Визжит под пилой.

Бывалое горе

Уснуло в груди,

Свобода и море

Горят впереди.

Прибавилось духа,

Затихла тоска,

И слушает ухо,

И пилит рука.

Сделайте выводы из своих наблюдений.

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Сопоставьте перевод стихотворения Г. Гейне Лермонтова и Фета.

Перевод М.Ю. Лермонтова

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растет.

Перевод А.А. Фета

На севере дуб одинокий

Стоит на пригорке крутом;

Он дремлет, сурово покрытый

И снежным и льдяным ковром.

Во сне ему видится пальма

В далёкой восточной стране,

В безмолвной, глубокой печали,

Одна, на горячей скале...

Какое стихотворение кажется вам более трагичным? Почему?

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Сияла ночь. Луной был полон сад.

Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

1. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении А.А. Фета?

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________