ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 14. Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир»

Краткие выводы по изученной теме

1. «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нём главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», — говорил Лев Толстой.

2. Главный герой романа — народ. В романе более ста массовых сцен, в нём действуют свыше двухсот поимённо названных людей из народа. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей. Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю», что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины «два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы». Еще более полно «мысль народная» ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно назвать «русскими душой».

3. Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.

4. В образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить её.

5. В Бородинском сражении Кутузов руководил духом армии: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его ».

6. Толстой-философ отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит» — признание активной роли Кутузова. С одной стороны, у Толстого Кутузов не делал «никаких распоряжений», а с другой стороны — «соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему», «отдавал приказания», то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

7. Заложенная в названии романа «Война и мир» антитеза определяет группировку образов. Любимые герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это люди «мира», ненавидящие не только войну в её прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Их отношение к войне выражено словами Андрея Болконского перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время война — «страшная необходимость», когда речь идёт о защите Отечества. И не случайно любимые герои Толстого способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство.

8. Герои Толстого по-разному понимают патриотизм. Кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона; при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах. Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Лжепатриотом представлен в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков и Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

9. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются без прикрытия. Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

10. Любимые герои Толстого проходят сложный путь духовного развития.

11. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий Андрея Болконского становятся его психологические противоречия с петербургским салонным обществом. Во время войны 1805 года (под влиянием капитана Тушина) меняются представления князя Андрея о героизме. Вернувшись из плена, князь Андрей испытал чувство вины перед женой и ответственность за её смерть. Князь Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, «лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным». Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где князь Андрей танцует с Наташей Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно становится к «административным» увлечениям Болконского. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. После измены Наташи для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интересом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавая близость смерти, Болконский думает: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...» Обострённое чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, «которую проповедовал бог на земле»: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила кн. Марья».

12. Пройдя путь духовного развития, участвуя в войне 1812 года, Пьер Безухов пошел на духовный разрыв с аристократией. Толстой вплотную приблизил героя к тому историческому моменту, с которого началась революционная деятельность лучших дворян-декабристов. Поиски жизненной правды, которые ведёт Пьер, неизбежно приводят его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с Платоном Каратаевым.

13. Основная отличительная черта образа Наташи Ростовой — её эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в её характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Наташа Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого даётся главным героям — Пьеру Безухову и Андрею Болконскому — только в результате сложнейших нравственных исканий. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погружённая в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы Пьера и понимающая его.

14. Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми занимает особое место в романе. Три семейства, три дома, три «породы» людей составляют основу «мысли семейной» романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Старый князь Болконский представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья — передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни. Семейство Курагиных несёт одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. Мир Курагиных — мир светской черни, извращённых взаимоотношений с окружающими и с близкими.

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Завершите высказывание Л.Н. Толстого, заполнив пропуски.

«Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различных предмета.

(1) Для истории есть ___________________________________, для художника — ________________________________________________________

(2) Историк имеет дело до _________________________________ события, художник — до самого________________________________ события ».

(1) герои, люди

(2) результат, факт

2. Опираясь на текст романа, раскройте смысл высказывания Н.Г. Чернышевского: «Особенность графа Л.Н. Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, и едва уловимые явления этой внутренней жизни, сменяющиеся одно другим с чрезвычайной быстротой и неистощимым разнообразием, мастерски изображаются Толстым».

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Герои романа по-разному относятся к Наташе Ростовой. Соотнесите героев романа с приведёнными высказываниями.

После встречи с Наташей «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни...»

________________________________________________________________________________________________________________________________

О Наташе: «и неприятный характер, и ума нет такого, и эдакое, знаете».

________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать».

Пьер, князь Андрей, Берг

4. Заполните таблицу.

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

5. Главное идейное противостояние в романе — контраст истинного (естественного) и ложного (искусственного). Заполните таблицу примерами из текста романа. При желании дополните таблицу. Сделайте выводы.

Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

6. Восстановите последовательность важнейших событий на пути искания смысла жизни главными героями романа.

Пьер:

Увлечение масонством

Участие в судьбе Наташи и встреча с кометой

Приезд на Бородинское поле и жизнь на батарее Раевского

Смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым

Пребывание в захваченной французами Москве, плен

Спор с князем Андреем на пароме в Богучарово

Знакомство с Платоном Каратаевым

Женитьба на Наташе

Сон о мире

Встреча с князем Андреем в ночь перед Бородинским сражением

Участие в деятельности тайных обществ

Князь Андрей:

Служба у Сперанского

Уход на войну, мечта о славе Наполеона

Семейная жизнь с Лизой

Рождение сына и смерть жены

Спор с Пьером на пароме в Богучарово

Уединённая жизнь в деревне

Любовь к Наташе и разочарование в ней

Ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном

Ранение, встреча с Анатолем

Встреча с Пьером в ночь перед Бородинским сражением

Встреча с Наташей и княжной Марьей

Смерть

7. Почему Бородинское сражение изображается Толстым через восприятие этих событий Пьером?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Согласны ли вы с М.Е. Салтыковым-Щедриным, который утверждал, оценивая героев Толстого, что «Багратион и Кутузов — кукольные генералы»? Обоснуйте свою точку зрения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее...

Из-за детской радости, возбуждённой пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам, наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними ещё четыре ударил и между орудиями и одно повалило двух лошадей, а другое оторвало ногу ящичному вожатому. Оживление, раз установившееся, однако, не ослабело, а только переменило настроение. Лошади были заменены другими из запасного лафета, раненые убраны, и четыре орудия повёрнуты против десятипушечной батареи. Офицер, товарищ Тушина, был убит в начале дела, и в продолжение часа из сорока человек прислуги выбыли семнадцать, но артиллеристы все так же были веселы и оживлены. Два раза они замечали, что внизу, близко от них, показывались французы, и тогда они били по них картечью.

Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку за это, как он говорил, и, рассыпая из неё огонь, выбегал вперед и из- под маленькой ручки смотрел на французов.

— Круши, ребята! — приговаривал он и сам подхватывал орудия за колёса и вывинчивал винты.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его все более и более оживлялось. Только когда убивали или ранили людей, он морщился и, отворачиваясь от убитого, сердито кричал на людей, как всегда, мешкавших поднять раненого или тело. Солдаты, большею частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шёпотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди — отсылать назад...

«Ну-ка, наша Матвевна», — говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер втсфого орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

— Ишь, задышала опять, задышала, — говорил он про себя.

Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

— Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! — говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:

— Капитан Тушин! Капитан!..

Тушин испуганно оглянулся...

Это был князь Андрей.

Л.Н. Толстой. «Война и мир»

1. Каким предстает капитан Тушин в этом фрагменте?

_____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором раскрывается тема героизма. В чём схоже (или чем различается) изображение героизма в этом произведении и в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?

____________________________________________________________________________________________________________________________

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает её там, на бале, в освещённых залах — музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что её ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что её ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещённой лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью её она почувствовала, что глаза её разбегались: она ничего не видела ясно, пульс её забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у её сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала её смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях...

В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про неё и смотрели на неё. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на неё внимание, и это наблюдение несколько успокоило её. «Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас», — подумала она...

Пьер шёл, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шёл по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности её, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Л.Н. Толстой, «Война и мир»

1. Какие средства психологизма использует Толстой для изображения состояния героев в приведённой сцене?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображен бал. В чём схоже (или чем различается) изображение бала в этом произведении и в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему рассказ о войне 1812 года Толстой начинает с войны 1805 года?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

- используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

4. Является ли Платон Каратаев обобщённым образом русского народа, русского национального характера?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

- используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

5. Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

___________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Остановимся на самом сложном

В развёрнутом ответе ограниченного объёма, требующем выхода в литературный контекст, вы должны показать знание всего спектра произведений, вынесенных для проверки на экзамене, а также умение находить основание для сравнения произведений (схожесть тем, основных мотивов, проблематики, образов героев, стиля произведений). Основание для сравнения, как правило, подсказано в вопросе (внимательно прочитайте его). Постарайтесь рассмотреть знакомые вам произведения с разных сторон. Тогда, возможно, вы увидите в них не только те аспекты, которые рассматривались на уроке, но и то, что позволит провести интересное сравнение.