ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 15. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Краткие выводы по изученной теме

1. Достоевский защищает идею нравственного достоинства человека, который не хочет оставаться ничтожной «вошью», не желает безмолвно подчиняться и терпеть, но всем своим существом восстает против несправедливости и страданий, не хочет и не может примириться с ними.

2. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с жёлтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков... удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идёт на панель.

3. Смешон, жалок и отвратителен Мармеладов с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: «Некуда идти человеку, а ведь это надобно». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и гибель его неизбежна. Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он всё это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.

Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щёгольская барская коляска, запряжённая парой лошадей. Бросившись им под ноги, этот человек сам нашёл исход своей жизни.

4. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговорённых к смерти.

5. Главный герой романа «Преступление и наказание» молодой разночинец Родион Раскольников, захваченный новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности, героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, прочие же — просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделённым на две неравные части, одна из которых «право имеет», а другая — «твари дрожащие».

Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент.

6. Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение «ненужного» меньшинства? Достоевский всем художественным содержанием романа отвечает: нет — и последовательно опровергает теорию Раскольникова. Если один человек присваивает себе право физического уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то «простой арифметики» не получится: кроме старухи-процентщицы, Раскольников убивает и Лизавету — ту самую униженную и оскорблённую, ради которой, как он пытается внушить себе, и был поднят топор.

Если Раскольников и ему подобные берут на себя такую высокую миссию — защитников униженных и оскорблённых, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым всё позволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорблённым, которых они защищают.

7. Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого нераскаявшегося грешника, как Раскольников. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» любовь играет совершенно особую роль. Любовь спасает героя, возрождает его к настоящей жизни.

8. Единственным человеком, который действительно сумел подвести главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Соня Мармеладова. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путём преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Соня способна понять и облегчить страдания любого человека, направить на путь истины, всё простить, вобрать в себя чужое страдание. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпеть любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. После признания Раскольникова она отправляется за ним на каторгу, помогает ему возродиться.

Правда Сони — в вере в человека, в неистребимость добра, в то, что сочувствие, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

9. Эпизод чтения Соней и Раскольниковым Евангелия является началом покаяния и возрождения Раскольникова. «Убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги», читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Это символический прообраз судьбы и Раскольникова, и Сони. С интерпретацией убийственной теории Раскольникова как болезни, грозящей смертью, перекликается начало евангельского фрагмента: «Был болен некто Лазарь, из Виффании...» (в Евангелии Христос при вести о болезни Лазаря говорит также: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей»).

Во фрагменте Евангелия рассказывается о чуде, в которое верит Соня. Подобно тому, как умерший Лазарь четыре дня пребывал в пещере, Раскольников после преступления четыре дня проводит отшельником в своей каморке. Подобно тому, как Христос воскрешает евангельского персонажа, Соня воскрешает Раскольникова.

10. Вместе со «словом Божиим» Раскольников открывает в себе людской нравственный закон, а это уже важнейший шаг на пути возрождения.

11. «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека... Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон... Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому многое могли дать «человеческому» (Н. Бердяев).

Выполняем задания для обобщения изученного

1. Заполните таблицу, используя приведённые цитаты из романа.

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

«Он был задавлен бедностью».

«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с квартирной хозяйкой».

«Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!»

«Мне только надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?» «С некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию».

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

2. Сопоставьте сон Раскольникова перед преступлением и стихотворение Н.А. Некрасова. Чем похожи и чем различаются эти тексты?

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну!» — погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) —

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела... (так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Все напрасно. Клячонка стояла,

Полосатая вся от кнута,

Лишь на каждый удар отвечала

Равномерным движеньем хвоста.

Это праздных прохожих смешило,

Каждый вставил словечко свое,

Я сердился — и думал уныло:

«Не вступиться ли мне за неё?

В наше время сочувствовать мода,

Мы помочь бы тебе и не прочь,

Безответная жертва народа,—

Да себе не умеем помочь!»

А погонщик недаром трудился —

Наконец-таки толку добился!

Но последняя сцена была

Возмутительней первой для взора:

Лошадь вдруг напряглась — и пошла

Как-то боком, нервически скоро,

А погонщик при каждом прыжке,

В благодарность за эти усилья,

Поддавал ей ударами крылья

И сам рядом бежал налегке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ниже приведена цитата из романа, характеризующая впечатление Раскольникова от встречи со Свидригайловым. Постарайтесь, не заглядывая в текст романа, заполнить пропуски в этом тексте.

«Ну, однако ж, что может быть между ними общего? Даже злодейство не могло быть у них __________________________ . Этот человек очень к тому же был _______________________, очевидно, чрезвычайно _____________________________, непременно ____________________________ и

 ____________________________, может быть,___________________________ очень . Про него ходят такие рассказы. Правда, он хлопотал за детей Катерины Ивановны; но кто знает, для чего и что это значит? У этого человека вечно какие-то намерения и проекты».

А теперь проверьте себя, обратившись к тексту романа.

4. Можно ли имя Порфирия Петровича в романе считать говорящим? Раскройте свою позицию. Объясните, почему Порфирий Петрович сравнивается в романе с пауком, преследующим муху.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Роман «Преступление и наказание» трагичен. Перечислите всех героев, чья история в романе завершается смертью.

1._________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________________

7._________________________________________________________________________________

8._________________________________________________________________________________

9._________________________________________________________________________________

10.________________________________________________________________________________

6. Завершите высказывание критика: «Существует множество определений жанра романа «Преступление и наказание»: роман-трагедия, идеологический роман, полифонический роман, философско-публицистический роман и даже роман-прозрение. По-разному называя жанр романа, авторы этих определений сходятся в одном: одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой ________________».

7. Примите участие в дискуссии: «Соня — «двойник» или антипод Раскольникова?». Сформулируйте точку зрения, которую вы разделяете, и подберите аргументы, подтверждающие её.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________

2.__________________________________________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как вы понимаете слова Достоевского: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой»?

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.

Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился.

Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стеснённое положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься.

Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, что бы та ни замышляла против него. Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела, все эти приставания о платеже, угрозы, жалобы, и при этом самому изворачиваться, извиняться, лгать, — нет уж, лучше проскользнуть как-нибудь кошкой по лестнице и улизнуть, чтобы никто не видал.

Впрочем, на этот раз страх встречи с своею кредиторшей даже его самого поразил по выходе на улицу.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома...

Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся... А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю. Это я в этот последний месяц выучился болтать, лёжа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно. Так ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!»

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать.

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»

1. Какие средства психологической характеристики помогают Достоевскому раскрыть образ героя в этом фрагменте?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором воплощена тема нравственного наказания героя. В чём схоже (или чем различается) изображение нравственного наказания героя в этом произведении и в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского?

________________________________________________________________________________________________________________________________

3. На чём основывается утверждение Ф.М. Достоевского, мастера реалистического романа, что «самую сущность действительности» для него составляет «почти фантастическое и исключительное»?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

- используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

4. Почему главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

-используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

5. Согласны ли вы с точкой зрения Д.И. Писарева, что причина преступления Раскольникова таится «не в мозгу, а в кармане»?

Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 250 слов (при объёме менее 200 слов сочинение оценивается 0 баллов):

- раскройте тему, стараясь не допускать отступлений от неё,

- аргументируйте все сформулированные Вами тезисы,

- обосновывайте суждения текстом и используйте цитаты (в сочинении по лирике необходимо опираться не менее чем на три стихотворения),

- не искажайте авторскую позицию, избегайте фактических ошибок,

- используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения,

- продумайте композицию сочинения и рассуждайте логично,

- соблюдайте нормы речи,

- пишите чётко и разборчиво.

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

Остановимся на самом сложном

При оценке полного развёрнутого ответа (сочинения) учитывается последовательность и логичность изложения. Если вы строите ваш ответ в точном соответствии с требованиями к тексту-рассуждению, композиционная стройность и логичность текста вам обеспечена. Помните, что логичность подразумевает наличие в тексте всех необходимых частей. В частности, вступления и заключения. Они не должны быть объёмны. Вступление вводит в суть рассматриваемой проблемы, сообщает необходимые для её понимания сведения. Заключение подводит итог сказанному или намечает перспективы рассмотрения поставленной проблемы. Наличие в тексте вступления и заключения — это показатель культуры вашей речи.