ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр

ТЕМА 2. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море». Баллада «Светлана»

Краткие выводы по изученной теме

1. «Родитель на Руси романтизма» — так называл себя сам Жуковский.

2. Действительности противопоставляется идеальный мир, который заключён прежде всего в прошлом. Чудесен и тот мир, который удалён в пространственном отношении, жизнь краёв экзотических, быт и легенды Востока. Пленительно и содержание народного творчества, легенд и преданий, сказаний и сказок.

3. Особой поэзией у Жуковского овеян и мир фантастического, страшного и ужасного. Поэт часто рисует своих героев в ситуациях необычных, странных, загадочных (например, на кладбище). Такие обстоятельства тоже выводят личность из мира обыденного, привычного.

4. Все это находит выражение в романтическом двоемирии, связи и противопоставлении всего, что здесь, и того, что там. Отсюда — столь выразительная у Жуковского поэтика воспоминаний, надежд, мечтаний, воображения.

5. Ещё один мир, противопоставленный окружающему, — это внутренний мир человека, сфера его сердечных чувств, его душа. Поэт глубоко проникает в душевную организацию изображаемого человека.

6. Своеобразие романтизма Жуковского заключается в философской созерцательности, меланхоличности, в устремленности к сфере духовной жизни.

7. Названные особенности получили выражение в жанрах, особенно характерных для Жуковского, — элегиях, посланиях и балладах.

8. Балладу «Светлана» Жуковский пишет вслед за грандиозным успехом баллады «Людмила». «Людмила» была вольным переводом баллады Г. Бюргера «Ленора», впоследствии «Ле- нора» послужила и сюжетной основой для баллады «Светлана». В балладе «Светлана» Жуковский придаёт ситуации национальный колорит, обращаясь к русскому фольклору, обычаям русского народа, русской природе. Жуковский ввёл в балладу множество отечественных реалий (светлица, метелица, санки, подблюдные песни, тесовые ворота, церковь, поп с дьяконом и дьячками, «снег глубокий»), русизмов («подруженька», «красен свет», «кони борзы», «моя краса», «повода шелковы», «свет моих очей», «крещенский вечерок»). Это сделало балладу «Светлана» не только русской, но и народной.

9. Новаторство Жуковского состоит в том, что он впервые в русской литературе создал русский, национальный тип женского характера.

10. Образ Светланы — первый в русской поэзии художественно убедительный, психологически правдивый образ русской девушки. Светлана в его балладе то «молчалива и грустна» в тоске по безвестно исчезнувшему жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждёт. С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью.

11. Светлана полностью вверяется воле Божьей, хотя и пытается разглядеть в зеркале судьбу и суженого. Но молодость берёт своё: утомленная тишиной ночи и убаюканная страхом, Светлана засыпает. Она видит страшный сон, буйную скачку коней по глубокому снегу, несущих ее мимо погребальных песнопений к одинокой хижине, в которой стоит гроб с умершим любимым. Светлана просыпается от ужасного сна, не зная, что он сулит ей: «радость иль кручину». И утро оказывается радостным, смерть жениха во сне сменяется его возвращением наяву. Любовь Светланы вознаграждена за то, что она, грустя и терзаясь неизвестностью, верила в милость Божью и счастье.

Выполняем задания для обобщения изученного

1 Проанализируйте приведённую схему. К какому направлению романтизма следует отнести творчество Жуковского? Впишите фамилию поэта в соответствующую графу.

2. Докажите, что приведённое четверостишье принадлежит к романтическому направлению в литературе. К какой именно его разновидности?

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем...

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!

___________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________

3. Рассмотрите приведённую схему. К какому типу баллад, на ваш взгляд, следует отнести балладу «Светлана»? Впишите название баллады в соответствующую графу.

4. Какое из приведённых ниже стихотворений Пушкина адресовано Жуковскому? Обоснуйте свой выбор.

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов;

С веселых струн во дни покоя

Походную сдувая пыль,

Ты славил, лиру перестрой,

Любовь и мирную бутыль.

Я слушаю тебя и сердцем молодею,

Мне сладок жар твоих речей,

Печальный, снова пламенею

Воспоминаньем прежних дней.

Я все люблю язык страстей,

Его пленительные звуки

Приятны мне, как глас друзей

Во дни печальные разлуки.

Когда, к мечтательному миру

Стремясь возвышенной душой,

Ты держишь на коленях лиру

Нетерпеливою рукой;

Когда сменяются виденья

Перед тобой в волшебной мгле,

И быстрый холод вдохновенья

Власы подъем лет на челе, —

Ты прав, творишь ты для немногих,

Не для завистливых судей,

Не для сбирателей убогих

Чужих суждений и вестей,

Но для друзей таланта строгих,

Священной истины друзей.

Не всякого полюбит счастье,

Не все родились для венцов.

Блажен, кто знает сладострастье

Высоких мыслей и стихов!

Кто наслаждение прекрасным

В прекрасный получил удел

И твой восторг уразумел

Восторгом пламенным и ясным.

______________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя, —

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1.     Какие особенности стихотворения дали основание исследователю А. Веселовскому назвать поэзию Жуковского «пейзажем души»?

_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

2.     Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором создан образ моря. В чём сходно (или различно) изображение моря в этом произведении и в приведённом стихотворении В.А. Жуковского?

_____________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Лёгкою рукою;

Упадёт с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Тёмно в зеркале; кругом

Мёртвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиёт сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За её плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в её влетает слух

Тихий, легкий шёпот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поёт;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпеньем кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто всё вокруг,

Степь в очах Светланы:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

В А. Жуковский. «Светлана»

1. С помощью каких изобразительных средств в представленном фрагменте создаётся образ героини?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором воссоздана тема судьбы. В чём сходно (или различно) воплощение темы судьбы в этом произведении и в приведённом стихотворении В.А. Жуковского?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________