Обращаю ваше внимание на то, что максимальный балл по критерию 6 будет выставлен в том случае, если по критерию 10 будет получен высший балл: «Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10».
Что оценивается в этом критерии?
К основным качествам речи профессор Б.Н. Головин относил «правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи». Определение, данное в современном словаре, тоже не сильно отличается от предыдущего. «Качества речи — реальные свойства содержательной и формальной сторон речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность».
Таким образом, можно сделать вывод, что правильность речи говорящего — это умение красиво, образно, выразительно, точно и логично, благодаря знанию норм литературного языка и внимательному их применению при построении речи, построить высказывание.
Принято выделять девять коммуникативных качеств, в соответствии с которыми речь оценивается как «хорошая» и «плохая»:
1) правильность;
2) разнообразие;
3) чистота;
4) точность;
5) логичность;
6) выразительность;
7) уместность;
8) доступность;
9) действенность.
Поэтому совершенно точно можно сказать, что точность речи говорящего будет напрямую зависеть от того, насколько правильно было подобрано слово в контексте, использован нужный синоним или антоним и вообще насколько всё логично и сочетаемо.
Причины нарушения точности речи:
• использование длинных однотипных грамматических конструкций;
• нарушение порядка слов в предложении;
• обилие обособленных оборотов и вставных конструкций;
• речевая избыточность и недостаточность.
Выразительность речи — качество речи, которое заключается в правильном подборе таких слов, которые помогают усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателей, воздействовать на их разум и чувства.
Как правило, в этом помогают самостоятельность суждений говорящего, умение убедительно, используя яркие примеры, доказывать свою мысль. Конечно же, в этом случае мы никак не можем обойтись без художественных приёмов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.
Ясная речь никогда не вызовет затруднений в её восприятии, именно поэтому ясную речь, понятную многим, удобнее всего использовать для действенности речи.
Наиболее часто встречающиеся ошибки.
• Незнание значения слова. Иногда кажется, что если мы насытим сочинение «умными» словами, то оно будет выглядеть более привлекательно, а мы будем казаться умнее и начитаннее.
• Незнание фразеологизмов. К нарушению точности приводит не только незнание значения слов, но и незнание фразеологизмов, их внешнего вида, значений, сочетаемости. Например:
Работать засунув рукава (вместо «засучив»). Подобные ошибки возникают из-за незнания значения того или иного слова.
• Смешение паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями. Например: Книга даёт гуманитарное воспитание человеку. (Книга сама по себе не может «давать гуманитарное воспитание», она может быть использована человеком, получающим гуманитарное образование, или человеком, который выражает гуманное отношение к окружающим, почерпнутое из произведений литературы, а значит, из книг.)
• Незнание смысловых оттенков значений слова. Например: Мы пришли к консолидации (вместо к конценсусу). Консенсус — принятие решения на основе общего согласия. Консолидация — укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо.
• Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость — это способность слов стоять рядом друг с другом. Особенно это касается слов с ограниченной лексической сочетаемостью. Очень часто можно услышать «имеет роль» или «играет значение»; постоянно путают сочетания «оплатить проезд» и «заплатить за проезд». Например, учащийся пишет: «Прочитав встречу Онегина и Татьяны», забывая о том, что слово «встреча» не сочетается со словом «прочитав». Прочитать можно либо эпизод, где говорилось о встрече Онегина и Татьяны, либо прочитать сцену встречи Онегина и Татьяны. Кстати, именно такой вариант предложения будет оценен ещё и как грамматическая ошибка (ошибка в построении деепричастного оборота).
• Стилистическая окраска слова. Внимательно следите за наличием жаргонной, просторечной лексики. Нужно заботиться о чистоте речи, то есть об отсутствии в ней лишних слов, слов-паразитов, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных): значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа, как говорится, в общем и т.д.
Стилистические ошибки
Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох. Например: Штольц был занят с утра до вечера. У него был ненормированный рабочий день. А Обломов всё время релаксировал.
Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Ленский забил стрелку Онегину. Они потолковали и порешали все вопросы.
Логические ошибки
В словаре мы найдём такое определение логичности речи: «Логичность речи — коммуникативное качество речи, характеризующее соотношение речи и мышления: соответствие общего логического строения текста замыслу автора». Иначе говоря, логичность высказывания — это соответствие всех частей сочинения друг другу, логичное «вытекание» одного из другого.
Надо обязательно проверять текст на логичность. Смотрите внимательно: соотносятся ли аргументы с основной идеей, проблемой текста. Логичные ли вы делаете выводы из аргумента, подходят ли они вашей точке зрения на проблему или просто затрагивают её каким-то образом. С одной стороны, при построении монологического высказывания можно чётко отслеживать логику изложения, а с другой стороны, можно отойти в сторону от основной идеи и уйти от темы или привести не те аргументы для доказательства вашей позиции по основной проблеме текста.
К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:
1) нарушение последовательности высказывания;
2) отсутствие связи между частями высказывания;
3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
4) раздробление микротемы другой микротемой;
5) несоразмерность частей высказывания;
6) отсутствие необходимых частей высказывания и т.п.;
7) нарушение причинно-следственных связей;
8) нарушение логико-композиционной структуры текста.
Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему. Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру: зачин (начало мысли, формулировка темы), средняя часть (развитие мысли, темы) и концовка (подведение итога).
Но встречаются и тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна. При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.
Приведём примеры логических ошибок в разных частях текста.
• Неудачный зачин
Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: Наиболее интересным эпизодом в романе «Евгений Онегин» мне кажется та сцена написания письма Татьяной, в которой она признаётся в любви Онегину. Наличие указательных словоформ в данных предложениях, а также степень сравнения (чего-то с чем- то — наиболее) отсылает нас к предшествующему тексту. Таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.
• Ошибки в средней части
1. В одном предложении сближаются относительно далёкие мысли, например: Наташа очень любила природу, часто пела своим родным и вообще отличалась заботой и милосердием по отношению к окружающим.
2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Андрей Болконский часто встречался с Пъерот, они подолгу разговаривали о жизни. Вот и сейчас Болконский едет к Ростовым, чтобы кое-что обсудить.
3. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведёт к затруднению понимания смысла, например: Штольц старался разбудить Обломова. Толкать его и возя на санях по городу.
4. Учащийся не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Онегин долго жил в Петербурге, у него было имение в окрестностях Москвы.
• Неудачная концовка
Вывод продублирован: Итак, Пьер и Андрей — ищущие, постоянно движущиеся натуры. Они всё время пытаются что-то понять и найти в жизни.
Конечно, это не все случаи нарушения логики высказывания, но наиболее частые.
Итак, логичность помогает сделать нашу речь ясной, точной и понятной для собеседника или читателя. Поэтому внимательно следим за этими нормами при написании сочинения-рассуждения, чтобы не потерять баллы.