ЕГЭ 2018. Русский язык. Алгоритм написания сочинения

Орфографические и пунктуационные ошибки (критерии 7, 8)

Орфографические ошибки

Орфография — это свод правил единообразной передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Орфографическая ошибка — это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных — в безударном положении, для согласных — на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина. Подобную ошибку можно только увидеть, услышать её достаточно трудно. Например, написать «сабака» вместо «собака». Или, например, «парашут» вместо «парашют».

Есть орфографические ошибки, которые нарушают установленный образец написания слова, который ничем не проверяется (эти слова надо просто знать), а есть орфографические ошибки, которые нарушают какое-то правило.

Например: на площаде, о голубым карандаше (то есть мы видим, что это ошибки при написании окончаний, но есть и другие случаи (например, написание ться и тся в глаголах).

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

4) в написании и и ы после приставок;

5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как...; ничто иное не...; не что иное, как... и др.).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.

Виды ошибок

Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки = одна)

1. Исключения из правил: ветреный, раненый.

2. Прописная буква в собственных названиях: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.

3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на ощупь, за границу, за границей, под мышкой.

4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы.

5. В случае трудного различения не и ни: Не кто иной, как... Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.

6. В собственных именах нерусского происхождения: Мери, Бэла.

7. В случае пропуска одного из сочетающихся знаков препинания: Единственное, о чём он только мечтает, — это покой.

8. Отсутствие точки в конце предложения.

9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он знак подаст, и все хохочут, (возможно тире)

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1. В переносе слов.

2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).

3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.

4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).

5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот, Сент-Экзюпери Антуан де).

6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, прейскурант).

7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Эти ошибки связаны с графикой. К графическим средствам помимо букв относятся различные приёмы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Хочется напомнить, что никаких сокращений: и т.д., и т.п., т.к. — не должно быть в работе.

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка — это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;

5) в передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется дать совет — чтобы ваше сочинение производило на проверяющего благоприятное впечатление, постарайтесь писать грамотно, а для этого в первую очередь рекомендую повторить правила на правописание:

• слов с безударными гласными;

• слов с приставками пре- / при-;

• слов с к и пн;

• слов с удвоенными и непроизносимыми согласными;

• -ться / -тся в глаголах;

• сложных слов (особенно тоже / то же, также / так же и др.);

• знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах;

• вводных слов (выделяют те слова, которые никогда не являются вводными, а те, что нужно обособлять, не выделяют, или путают, например, вводное слово однако и союз однако в значении но);

• сложных предложений с союзом и (трудные случаи: когда есть либо общий второстепенный член предложения, либо общее главное предложение при однородных придаточных);

• знаков препинания при однородных членах предложения (путают союз и, соединяющий однородные члены предложения, и союз и, соединяющий части сложносочиненного предложения). По поводу этих критериев нужно сказать только одно: учите

правила русской орфографии и пунктуации!