Комментарий к проблеме — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Но вы должны помнить, что в этом абзаце необходимо рассказать о том, какие автор текста приводит факты, случаи, цитаты, примеры из жизни известных личностей для того, чтобы доказать свою точку зрения по проблеме, о которой идёт речь в тексте. Подумайте, как автор доказывает свою позицию, что является его аргументами. Причём вам необходимо привести два таких примера из предложенного текста, которые убедили вас в авторской позиции.
Комментарий выделенной проблемы показывает, насколько глубоко и полно вы поняли эту проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором, сумели проследить за ходом авторской мысли. Комментирование проблемы должно показать, насколько правильно вы поняли текст и точку зрения автора.
Таким образом, комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Но это не ваши рассуждения по проблеме текста, а авторские. Какие он приводит доказательства своей точки зрения? На какие примеры опирается, чьё мнение считает важным для рассуждения по проблеме? Чьи цитаты приводит?
Нужно ещё обязательно привести два примера из предложенного текста, которые автор приводит для доказательства своей точки зрения. Не вашей, а авторской! Свою точку зрения вы будете высказывать через один абзац, после конкретно сформулированной авторской позиции. И именно потом вы будете приводить аргументы из других произведений для доказательства вашей позиции по проблеме текста. А сейчас речь идёт об авторском взгляде на проблему.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
• На чём автор заостряет внимание? Почему?
• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?
• Какие эмоции автора выражены в тексте?
• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что вы легко ориентируетесь в тексте и подтверждаете свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.
Для того чтобы правильно построить комментарий, можно воспользоваться следующими типовыми конструкциями:
• Проблема раскрывается автором на примере...
• Автор заставляет читателя задуматься... (над чем?)
• Писатель обращает внимание на...
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
• Особого внимания заслуживает мысль о том, что...
• Автор разделяет мнение... (кого?)
• Не случайно автор приводит слова... (кого? с какой целью?)
• Автор доказывает, что...
• Автор убеждён в том, что...
• Автор искренне восхищён, огорчён... (чем?)
• В первую очередь автор обращает внимание на... .
Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход:
• Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
• Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
Комментарий нельзя подменять своими размышлениями над проблемой!
Давайте перечислим типичные ошибки при комментировании проблемы:
• комментарий не опирается на текст;
• комментарий подменяется пересказом или излишним цитированием исходного текста;
• выделена одна проблема, а комментируется другая;
• при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». (Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке.)
Ниже приводятся вопросы, которые помогут вам в написании сочинения. Задаёте вопрос, и у вас сразу же готов определённый абзац сочинения.
• Над какими вопросами размышляет автор? Какой вопрос, какая проблема вам кажется наиболее интересной в тексте автора? Какой проблеме он уделяет больше всего внимания? (Проблема текста.)
• К какой категории можно отнести эту проблему (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая и др.)? (Проблема текста.)
• Какова степень актуальности того вопроса, проблемы, которые интересуют автора (актуальная, второстепенная, острая, важная, злободневная, насущная, давно назревшая, вечная и т.д.)? Что даёт основание считать её такой? (Напомним, что текстов с неактуальными проблемами на экзамене не дают!) (Проблема текста.)
• Как именно автор обращает внимание на этот вопрос в тексте? (Комментарий.)
• О каких ситуациях, случаях рассказывает нам автор, на чём заостряет своё внимание, какие эмоции испытывает? Какой материал подбирает автор, чтобы заявить свою позицию? (Комментарий.)
• Как автор отвечает на вопрос, который звучит в тексте? (Позиция автора.)
• Как бы я ответил на этот вопрос? (Позиция ученика.)
• Какие аргументы (случаи из жизни, примеры из литературы и пр.) я могу привести в поддержку своей позиции? (Аргументация позиции ученика.)
• Что в итоге можно сказать в качестве обобщённого ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения? (Вывод.)
Ответив на приведённые выше вопросы, вы точно сможете написать комментарий!
Примеры комментариев
Исходный текст 1
(1)Явления высокой поэзии определяются подчас причинами очень внешними, случайными, бытовыми. (2)Случайно неподалёку от Тархан в детские годы Лермонтова оказалась дубрава, дубовый лес. (З)Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зелёным светом и зелёной прохладой пологом дубравы. (4)И вот уж то и дело в лермонтовских стихах встречается дуб. (5)«Дубовый листок оторвался от ветки родимой...», «Надо мной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».
(6)У Есенина подобное пристрастие находим к берёзе. (7)И действительно, около Константинова росла (да, кажется, и сейчас ещё цела) прекрасная берёзовая роща.
(8)У Блока — травы, задебренные лесом кручи, лесные болота, косогоры, но в особенности туманы. (9)Самой реки Лутосни и не видно, пока не подойдёшь к ней вплотную. (Ю)Она течёт в берегах, поросших лесом и ольшаником. (11)Но чуть вечер (летний, разумеется, тёплый) — появляются на дне долины белые пряди. (12)Они процеживаются сквозь деревья, путаются в травах. (13)Река тумана превращается в озеро тумана. (14)Туман поднимается до середины холмов, своенравно и фантастически изменяя весь ландшафт... (15)Великолепные шахматовские туманы!
(16)Однако пристрастие к дубу, берёзе или травам с туманами — это всё же мелочи по сравнению с тем главным, чем наделяли российских поэтов родные места. (17)Этим главным было ощущение родины. (18)Фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. (20)В детстве посеяны семена. (21)Не все прорастут, не все расцветут... (22)Биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
(23)Таким ярким цветком, который медленно, на протяжении десятилетий, расцветал и распускался в душе Блока, было чувство родины, ощущение России как Родины и полное духовное слияние с ней.
(В.А. Солоухин)
Фрагмент сочинения
Действительно ли детство — это «фундамент будущей жизни»? Именно над этим вопросом предлагает задуматься нам русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин.
Размышляя над проблемой влияния детства на человека, автор приводит в пример рассказ о том, как те места, где росли в детстве такие великие поэты, как М.Ю. Лермонтов, С. Есенин, А.А. Блок, определяли течение и стиль их поэзии. Солоухин обращает наше внимание, например, на то, что недалеко от того места, где жил М.Ю. Лермонтов, находился дубовый лес. Именно поэтому у русского поэта М.Ю. Лермонтова очень часто в стихотворениях упоминается именно дуб. Он даже себя отождествляет в стихах с дубовым листком, «оторвавшимся от ветки родимой». (1-й пример) Далее автор сравнивает период детства с «посеянными семенами», которые будут давать в дальнейшем побеги. Конечно, акцентирует наше внимание В. Солоухин, «не все из этих семян произрастут и расцветут». (2-й пример) Писатель, вероятно, считает, что не каждому дано усвоить все нравственные законы жизни, которые стараются нам привить в детстве.
Автор приходит к выводу, что биография человеческой души — это постепенное произрастание семян, посеянных в детстве: «Некоторые становятся яркими и чистыми цветами, некоторые хлебными колосьями, некоторые злым чертополохом».
При написании комментария необходимо не просто воспроизводить информацию исходного текста, а говорить о её значимости в тексте, объяснять ход мысли автора.
Текст 2
Ночь исцеления
Среди ночи Гриша проснулся от крика:
— Помогите, люди добрые!
Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его.
— Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял?
Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжёлое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:
— Карточки... Где карточки... В синем платочке... Люди добрые. Ребятишки... Петяня, Шурик, Таечка... Домой приду, они исть попросят... Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя...
Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала:
— Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка!
Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. Гриша
не выдержал, поднялся с постели, прошёл в бабушкину комнату.
— Бабаня! — позвал он. — Проснись...
Она проснулась, заворочалась:
— Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради.
— Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.
— На сердце, на сердце... — послушно согласилась баба Дуня.
— Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.
— Лягу, лягу...
Она чувствовала себя такой виноватой. Гриша вернулся к себе, лёг в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала: не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. Давно, в войну и после, на них давали хлеб. А Петяня, о котором горевала бабушка, — это отец.
Следующей ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу её понял, что она неспокойно спала.
— Не будила тебя? Ну и слава Богу...
Прошёл ещё день и ещё, а потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:
— Спать тебе баба Дуня даёт? Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!». Она перестаёт, мы пробовали.
По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой, а тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец, но для него они прошли. А для бабушки — нет. И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. Все люди прожили горькое и забыли, а у неё оно снова и снова. Но как помочь?
Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть». За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Пришла ночь, потушили свет. Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа, и, когда наконец из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
— Потеряла... Нету карточек... — бормотала баба Дуня ещё негромко. — Карточки... Где...
Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял — топнуть. Чтобы уж наверняка.
— Хлебные... карточки... — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
— Вот ваши карточки, бабаня... В синем платочке, да? Это ваши, вы обронили, а я поднял. Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он.
Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. Не сразу пришли слова, но пришли:
— Мои, мои... Платочек мой, синий. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек...
Гриша поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно, белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лёг в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе...
Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчётливо понял — ни слова, ни даже намёка. Это должно остаться и умереть в нём. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придёт исцеление.
(По Б. Екимову)
Проблема. Прежде всего стоит обратить внимание на поступок Гриши, который проявляет внимание, заботу по отношению к бабушке. Изображённая автором ситуация связана с проблемой заботы о близких людях. (Всегда ли мы внимательны к нашим близким?) Кроме того, в тексте затронута проблема влияния войны на человека. (Какой след в душе человека оставляет война?) Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения.
Фрагмент сочинения
Всегда ли мы готовы прийти на помощь нашим близким, особенно тем, кто нуждается в нашей заботе и поддержке? Над этим вопросом размышляет писатель Борис Екимов, поднимая проблему добра и милосердия.
Автор раскрывает вопрос проявления заботы о близких нам людях на примере взаимоотношений бабушки и внука. Тревожные сны бабы Дуни — это отголосок страшной войны, тревоги за детей, которые могут умереть от голода. Автор в первую очередь обращает внимание на то, как на наших глазах в душе внука просыпаются добрые чувства: сострадание, стремление помочь близкому человеку. Гриша понимает, что истерзанную душу бабы Дуни не исцелить грозным окриком «Молчать!», и вопреки совету матери успокаивает бабушку, говорит с нею ласково. (1-й пример) Далее писатель обращает наше внимание на финальную фразу: «И придёт исцеление», перекликающуюся с названием рассказа. (2-й пример) Хочется верить, что добрые дела внука действительно принесут бабушке исцеление.
Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: нельзя быть равнодушным, если рядом с тобой есть люди, нуждающиеся в твоей помощи и заботе.
Главное отличие комментария от простого пересказа заключается в том, что в пересказе мы говорим о том, что делают герои, а в комментарии — что делает автор!
Прокомментировать проблему — значит проследить за ходом рассуждений, размышлений, наблюдений автора, которые привели его к соответствующему выводу (авторской позиции).
Комментарий — это ступеньки, по которым автор поднялся от вопроса к ответу на него.
!!! Подведём итог. Как должны выглядеть второй и третий абзацы?
2-й абзац. Примерно 8-10 предложений. Необходимо кратко рассказать, как автор описывает проблему, какие примеры (2 примера из предложенного текста) для выражения своей точки зрения приводит, что интересного вы находите в авторском видении проблемы (указать авторскую позицию на проблему, поднятую в тексте). Например: Размышляя над проблемой (чего? какой?), поставленным вопросом), автор рассматривает (повествует, приводит в пример, рассуждает...) и т.д.
Помните, что во 2-м абзаце сочинения вы должны не пересказывать текст, а выявлять то, как автор доказывает свою точку зрения на проблему в данном тексте!
Можно это сделать в 4-5 предложениях. Важно описывать не то, что делают герои текста, а то, как к этому относится автор! Не забудьте чередовать слово «автор» с другими синонимами — «писатель», ФИО автора и т.д. Если сочтёте необходимым, выделяйте приведённые в комментарии примеры вводными словами и словами, указывающими на порядок мыслей: в первую очередь, сначала, затем, далее и т.д.
Примеры предложений:
• Проблема раскрывается автором на примере...
• Автор заставляет читателя задуматься... (над чем?)
• Автор обращает внимание на...
• В размышлениях автора звучит мысль о том, что...
• Особого внимания заслуживает мысль о том, что...
• Писатель разделяет мнение... (кого?)
• Не случайно автор приводит слова... (кого? с какой целью?)
• Автор доказывает, что...
• Автор убеждён в том, что...
• Автор искренне восхищён, огорчён... (чем?), отмечает, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, ставит задачу, останавливается на, отмечает важность...
• В первую очередь...
• Далее автор акцентирует внимание на...
3-й абзац. Чётко выделить авторскую позицию и, возможно, процитировать из текста.
• Автор считает...
• Автор приходит к выводу...
• Таким образом, позиция автора заключается в том, что...
• Итак, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу...