Высказывание собственного мнения
Этот критерий будет оцениваться сразу по трём абзацам, в которых вы:
1) высказываете своё мнение по проблеме (согласны / не согласны и почему);
2) приводите первый аргумент, доказывающий уже вашу точку зрения, позицию по проблеме;
3) приводите второй аргумент, доказывающий вашу позицию по проблеме, поставленной в тексте.
Итак, рассмотрим всё по порядку. Сначала вам необходимо высказать свою точку зрения на проблему, над которой нам предложил задуматься автор в тексте. Именно здесь, в этом абзаце, наконец, вы можете выразить своё мнение, немного прокомментировать проблему со своей точки зрения. Абзац можно начать формальными фразами:
• Я согласен / не согласен / не полностью согласен с точкой зрения автора, так как...
• С автором трудно не согласиться...
• Я полностью разделяю точку зрения автора, так как тоже считаю, что...
• Позиция автора мне кажется верной, так как...
• С автором я согласен частично...
• Точку зрения автора я не разделяю, так как... (Сразу оговоримся, что таких текстов, в которых автор высказывает точку зрения, противоречащую здравому смыслу или общепринятым нормам нравственности, морали, практически нет, поэтому будьте аккуратны в высказываниях подобного рода. Нужны очень веские аргументы, чтобы вступить с автором текста в спор и доказать свою позицию по проблеме.)
И вот здесь важно, чтобы ваше мнение на этом не закончилось. Нужно объяснить, в чём согласны / не согласны и почему. Причём если вы не полностью согласны с точкой зрения автора текста, то должны это отразить сначала в данном высказывании: в чём именно и почему, а потом привести аргументы, доказывающие и правильность позиции автора, с вашей точки зрения, и его неправоту, так называемые «аргументы и контраргументы». А иначе по критериям оценки за это сочинение вы получите 0 баллов, так как «мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: Я согласен / не согласен с автором)».
!!! Подведём итог. Как должен выглядеть четвёртый абзац сочинения?
4-й абзац. Необходимо выразить своё отношение к затронутой проблеме, согласен или нет с авторской позицией, почему. Продумайте свою позицию, сформулируйте своё мнение, отразив при этом отношение к изложенной выше позиции автора (согласие, поддержка, неполное согласие, несогласие, возражение). Помните, что нельзя ограничиваться только словами: «Я согласен / не согласен с автором». «Я не полностью разделяю точку зрения автора, так как...». Обязательно надо объяснить, почему вы соглашаетесь или не соглашаетесь, выразить заинтересованность проблемой. (Данная проблема мне тоже кажется интересной и актуальной.) К этому же критерию относится и приведение аргументов из произведений или из жизненного и читательского опыта, доказывающих вашу точку зрения по проблеме текста.
Прежде чем приводить примеры-аргументы, обязательно напишите так называемые «мостики» (дабы избежать логических ошибок).
Например:
«К вопросу... (к проблеме (чего? какой?) обращались многие писатели. Например...».
«Проблему... (чего? какую?) рассматривал и... в своем произведении «...».
«В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров...». И т.д.
Аргументация
Теперь поговорим подробно об аргументах. Их должно быть два. Но это в идеале. Если вы приведёте только один аргумент, то вам это тоже зачтут (если он соответствует заявленной точке зрения и проблеме), но уже с потерей баллов. Поэтому лучше подстраховаться (вдруг не засчитают какой-то аргумент) и привести два аргумента: желательно оба из художественной литературы (опять же в целях подстраховки), но можно и один из литературы, а другой из жизненного опыта. Что касается аргументов, то недостаточно просто назвать фамилию автора и название произведения и героя. Важно найти именно такой эпизод (или конкретную ситуацию), в котором проявляется та черта характера, например у героя, о которой говорилось в предложенном тексте.
Важно не пересказывать, а анализировать конкретную ситуацию, эпизод, героя, его поступки. Не забывайте, что вы доказываете свою точку зрения!
Из исходного текста аргументы брать нельзя!
Обращаю ваше внимание на то, что количество предложений в этих абзацах не должно превышать 6-9 в каждом абзаце-аргументе, иначе вы увлечётесь и отойдёте от логики и содержания вашего сочинения. А ваша задача: в лаконичной форме изложить свою позицию по проблеме текста и привести ёмкие доказательства правильности вашего мнения. Каждый аргумент желательно начинать с нового абзаца (их должно быть два — смысла писать больше нет), но обязательно придумывайте связи («мостики») между абзацами.
Можно использовать слова:
Во-первых, во-вторых, следовательно, тоже, то же, так же и др.
!!! Подведём итог. Как должны выглядеть пятый и шестой абзацы?
5-й абзац. Необходимо привести аргументы. Их должно быть два: один желательно взять из художественной литературы, второй — тоже лучше взять из литературы, но можно и из жизни (нравственные ценности). И всё же будет лучше, если вы возьмёте оба аргумента из художественной литературы. Первый аргумент можно описывать в этом же абзаце (но в этом случае возможны логические ошибки, поэтому лучше каждый аргумент выделить в отдельный абзац). Например: К этому вопросу обращались многие писатели. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» затрагивал проблему..., это можно увидеть на примере взаимоотношений... и... . В эпизоде... герой Толстого тоже поступает..., а это говорит о... . (Обязательно должен быть микровывод из аргумента.)
6-й абзац. Приводим второй аргумент.
Например: Похожую проблему рассматривал и... . В своём произведении «...»... .
В нашей современной жизни тоже немало подобных примеров... .