Готовые домашние задания по литературе 10 класс

А.А. ФЕТ

1. В поэтических произведениях А.А. Фета отражаются его взгляды на одну из самых важных для всех поэтов тему — роль поэта и поэзии. Сам А.А. Фет был сторонником так называемого «чистого искусства», и потому в его стихотворениях поэзии не отводилась роль учителя общественного сознания. Не земное есть удел настоящего поэта, а стремление к миру вдохновенному, миру возвышенному, творческую личность влекут ощущения, навеваемые природой, любовью, созерцанием красоты. В стихотворении «Псевдопоэту» Фет достаточно резко дает отповедь многим поборникам общественно значимой поэзии:

Влача по прихоти народа

В грязи низкопоклонный стих,

Ты слова гордого свобода

Ни разу сердцем не постиг.

Не возносился богомольно

Ты в ту свежеющую мглу,

Где беззаветно лишь привольно

Свободной песне да орлу.

Не рассудком, а душой, своим чувственным миром можно постичь тайны мироздания, и проводником на этом сложном, но увлекательнейшем пути должен стать поэт:      

 

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно и жутко, и грустно, и весело, —

Я ничего не пойму.

Его цель не пушкинское «глаголом жги сердца людей», а пробуждение в читателе -искренних чувств, возвышение его души:

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

(«Муза»)

Счастье в представлении А.А. Фета — полный уход от приземленных страстей в мир, где душа человека находится в полной власти Всевышнего:

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(«На стоге сена ночью южной...»)

Именно там, вдали от земной суетности, и живет настоящая Муза поэта:

Как сладко, позабыв житейское волненье,

От чистых помыслов пылать и потухать,

Могучее твое учуя дуновенье,

И вечно девственным словам твоим внимать.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным

Еще блаженных слов, и славы, и любви

И нежным именем, едва произнесенным,

Мой труд задумчивый опять благослови.

(«Музе»)

2. Стихотворения А.А. Фета, в которых отразились его поэтические декларации, кардинально отличаются от аналогичных произведений Н.А. Некрасова. Если для Некрасова принципиальное значение имела гражданственная направленность лирики («Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан»), то для Фета темы общественно значимые не представляли поэтического интереса. Муза поэта «чистого искусства» жила в чистых небесных далях и оттуда спускалась к поэту как дар Всевышнего, для Некрасова же Муза была неразрывна с земными бедами:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную;

- Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: «Гляди!            

Сестра твоя родная!»                 

Представить истерзанной кнутом Музу Фета невозможно:

Все та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле,

В венце из звезд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.

3.   Зарождение и формирование чувств, а не привлечение внимания к животрепещущим вопросам современного социума и составляет основ ной интерес для А.А. Фета. Поэзию же А.С. Пушкина нельзя назвать «чистой поэзией», так как поэт не обходил своим вниманием насущные проблемы своего времени. Но есть в поэзии этих двух великих русских поэтов и сближающие их категории. Так, например, в поэтическом мире А.А. Фета часто встречаются пейзажные зарисовки, созвучные внутренним переживаниям лирического героя. Такую же близость мира природы и мира человеческих чувств мы находим и в лирике А.С. Пушкина. Богатая образность поэтического языка, оригинальные метафоры и яркие эпитеты А.А. Фета также сближают его лирику с художественной выразительностью произведений А.С. Пушкина.