Домашняя работа по литературе за 8 класс

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Лев Николаевич Толстой

Поэзия родной природы

Будьте внимательны к слову, интонациям

К стр. 41

1. В тексте статьи, предваряющей стихотворения, говорится о том, что русская природа при всей своей кажущейся неброскости дорога каждому русскому человеку, что своей степенностью она заставляет забыть о суете и эгоизме. Русская поэзия старалась слить воедино человеческую гуманность и природную гармоничность. Природа представляется русским поэтам родственной поэтическому творчеству, неотъемлемой частью человеческой души, тесно связанной с чувством родины.

Все поэты стремятся провести аналогии между состояниями природы и состояниями души человека, его взрослением и готовностью к каким-либо действиям. Они подчёркивают соответствие природных циклов циклам человеческой жизни, проводят мысль о том, что наиболее полон будет тот мысленный настрой человека, который окажется в соответствии с природным состоянием в это время.

2.  В стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...» говорится, что порой осенняя задумчивость, вызванная близостью разлуки, более глубока и жизненна, нежели поверхностное, но шумное и эмоциональное общение, не дающее возможность различить полутона и проникнуть в суть вещей. Поэтому последние цветы, призывающие задуматься об устройстве мира, кажутся «милее». Эпитеты поэта построены на антитезе («последние» — «роскошные», «унылые» — «сладкие»).

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень» сугубо описательно, поэт пишет об октябре, о том, что вся жизнь замирает и даже для животных к этому времени исчезает природный уют. Эпитеты: «мрачную», «отважный» подчёркивают общее настроение стихотворения.

3. У Ф.И. Тютчева («Осенний вечер») осеннее увядание сравнивается с божественным страданием, тихим и кротким. Он поэтизирует изнеможение осени и находит ей такое возвышающее сравнение.

Ущерб— имеется в виду ущерб не как невосполнимая потеря, какое-то искажение желаемого, а ущерб как постепенное уменьшение естественным образом (например, луна на ущербе, то есть луна на пути превращения из диска в серп).

Изнеможенье — постепенное оставление жизненных сил, философская усталость от буйного кипения жизненных сил.

Божественная стыдливость страданья — та божественная печаль, что возникает при виде людского несовершенства. Оно причиняет боль, но божественное страданье молчаливо и не стремится заявить о себе, лишь чуткий человек может ощутить его.

4. У А.А. Фета в стихотворении «Первый ландыш» сквозит восхищение ранней весной, первыми цветами, своей душистой чистотой похожими на превращение девочки в девушку. Только недавно вся природа казалась скованной холодным сном, и вдруг— такой подарок; он пленяет, предваряет собой окончательное торжество «воспламеняющей весны».

А.Н. Майков пишет уже о поздней весне, он уподобляет майский полдень молодым надеждам, которые жизнерадостно приветствует. Всё вокруг сияет уже свежестью и чистотой, поют жаворонки, они не видны, но глаза невольно поднимаются к небу. Душа радуется от избытка нарождающихся сил, в предчувствии великих свершений.