ЧАСТЬ 1
Александр Сергеевич Пушкин
К Чаадаеву
Вопросы и задания к стр. 175
1. Основная мысль стихотворения «К Чаадаеву» Стихотворение настолько цельное и настолько богато мыслями, что трудно выделить какую-то одну мысль как главную.
Глубоко прочувствованная, личностно воспринятая любовь к Отечеству, стремление понять, что именно нужно для блага родной страны («Отчизны внемлем призыванье»), приводят к желанию отдать Отчизне лучшие силы души: «...Мой друг, Отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»
Заключительное пятистишие содержит мысль о том, что России не нужно «самовластье»: самодержавие должно быть ограничено конституцией. Так понимали будущие декабристы (в отличие от Карамзина) благо России и ради этого будущего готовы были на самые решительные поступки.
2. «Пока свободою горим...»
Авторы учебника предлагают поразмышлять над значением этой строки.
В русском языке существует выражение «душа горит», так мы говорим, когда очень желаем чего-то, чувствуем неодолимое стремление.
Второе четверостишие стихотворения начинается со строки: «...Но в нас горит ещё желанье...» Выражение горит желанье говорит о том, что страстное желание гражданина может быть не менее сильным и глубоким, чем страсть любви.
Второй раз в стихотворении Пушкин употребляет глагол гореть в строке: «Пока свободою горим...» Желание свободы для себя сливается с желанием свободы для Отечества; одно не мыслится без другого. Порыв к свободе — прекрасный порыв души человеческой, и самое лучшее, что может сделать человек, — это посвятить своё горение Отчизне.
3. Сравнение в стихотворении
Пушкин в стихотворении употребляет неожиданное сравнение: гражданские чувства он уподобляет чувству любовному, тем самым придавая гражданскому порыву глубоко личный оттенок:
Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Во времена Пушкина слово «любовник» имело значение «влюблённый», подразумевая сильные и чистые чувства. В первых строках мы видим слова, характерные для любовных посланий и элегий: «томленье», «упованье». Пушкин сближает гражданское и личное не только на уровне мысли, но и на уровне лексики.
4. Концовка стихотворения
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший и одного — заключительного — пятистишия, которое, как кода в музыкальном произведении, мощно завершает стихотворение. Схема рифмовки его такова: АБАБА, причём заканчивается текст мужской рифмой, которая звучит, как мажорное утверждение.
Мысль концовки состоит в осознании необходимости и неизбежности исторических преобразований и в огромной роли людей — друзей Пушкина, которые стремятся к этому.