Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Александр Сергеевич Грибоедов

Вопросы и задания к стр. 164-166

1.   Жизнь Грибоедова и его работа над комедией

Дата рождения Грибоедова до сих пор не известна — это или 1790 или 1795 год. От этого зависит наш взгляд на личность писателя. В любом случае, родился и воспитывался он в семье отставного военного. Мать и отец его были однофамильцами. До 1803 года (до 8 или 13 лет) он получал образование на дому под руководством преподавателей Московского университета. В 1806 году он стал студентом словесного отделения университета. Через два года он его окончил со степенью кандидата. В Отечественной войне 1812 года он был в составе гусарского полка, но в боях не участвовал. В 1816 году Грибоедов вышел в отставку с военной службы и через год стал губернским секретарём в министерстве иностранных дел вместе с Пушкиным и Кюхельбекером.

В качестве секретаря русской дипломатической миссии в Персии в 1818 году он выехал на юг. В 1822 году он вернулся из Персии в Тифлис, а вскоре выехал в Москву. На Кавказ он возвратился в 1825 году, где его арестовали по подозрению в участии в заговоре декабристов. Через год его освободили, и он участвовал в войне с Персией, после чего стал одним из авторов мирного договора.

В декабре 1828 года он выехал в Тегеран для встречи с персидским шахом, но, решив помочь сбежавшим из шахского гарема армянкам, навлёк на себя ненависть. Мусульманские священники устроили погром русской миссии, и Грибоедов погиб в бою.

Замысел комедии «Горе от ума» возник у него на юге, в Тавризе (в 1818 или 1820 год). Первый и второй акты были написаны в Тифлисе под влиянием общения с Кюхельбекером. Третий и четвёртый акты были написаны во время длительного отпуска в тульском имении друзей Бегичевых. В 1824 году была придумана новая развязка, и к осени комедия была завершена.

До нас дошли следующие источники текста комедии: рукопись, подаренная Булгарину, а также так называемая жандровская рукопись, с которой в департаменте его друга, чиновника и драматурга Жандра, составлялось множество списков (копий).

Александр Сергеевич Грибоедов был очень разносторонним человеком. Он был, говоря современным языком, энциклопедистом — прекрасно знал математику, был замечательным психологом, писателем, дипломатом, музыкантом. В то время людей, подобных ему, в России не было, среди них он действительно выделялся необыкновенно.

2.   Восприятие комедии «Горе от ума»

Общее впечатление от комедии достаточно тягостное, потому что, несмотря на много смешных моментов, единственный достойный человек в ней — Чацкий — оказывается уязвим. Его эмоциональные монологи и обличения в конце пьесы несправедливы, но он уже этого не замечает, потому что потерял возможность судить объективно. Мощь его интеллекта и великодушия оказывается побеждена одной-единственной червоточиной — некритическим отношением к Софье, которая не давала ему никаких надежд и ни в чём его не обманывала. Можно сравнить судьбу Чацкого с судьбой князя Петра из «Повести о Петре и Февронии Муромских», не залечившего один-единственный струп. Конечно, Чацкий терпит поражение, но оно не окончательно, потому что он молод и слишком умён для того, чтобы навсегда пасть духом после неудачи. В исторической перспективе за такими, как Чацкий, будущее, хотя им и придётся в одиночку утверждать его в постоянном противостоянии со старыми и новыми Фамусовыми.

Комедия называется «Горе от ума», потому что причиной столь сильных страданий Чацкого явился его пронзительный ум, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. Его ум понимал всё как есть и не давал своему обладателю спрятаться за иллюзорные представления. Это всегда очень сложно — глядеть на вещи так, как они существуют на самом деле, это причиняет порой тяжёлые страдания, потому что эмоции живут образами и представлениями (учёные называют их мифами), которые преимущественно развеиваются под мощным прожектором ясного интеллекта.

3.   Гости Фамусова

Гостей Фамусова сближает поразительная косность и поверхностность взглядов, все они старательно играют затверждённую роль «человека света». У кого-то, как у Платона Михайловича Горича, старого приятеля Чацкого, это получается плохо, потому что ещё невелик срок его присутствия в «свете», но у него слишком «хорошая наставница» — жена Наталья Дмитриевна. Кто-то, как графиня Хлёстова, полон сознания собственного веса настолько, что угодить ей практически невозможно, даже знакомство со Скалозубом она воспринимает как досадную оплошность хозяина. Скалозуб — наиболее тупая персона. Он совершенно не понимает, что хочет сказать Чацкий в монологе «А судьи кто?», принимается рассказывать Хлёстовой про то, чем различаются полки по форме. Загорецкий, с одной стороны, мошенник и плут, с другой стороны, в свете его терпят, потому что он человек полезный и знает, как где что достать. Его появление в доме Фамусова при его репутации — яркий пример лицемерия светской морали. Г. N. и Г. О. — это даже не люди, а маски, символы распространения сплетен и слухов.

4.    Монологи Чацкого

В своих монологах Чацкий обличает невежество, угодничество, низкопоклонство решительно, ярко и бескомпромиссно.

Софья решила отомстить Чацкому, потому что тот, сам того не желая, унизил её чувство к Молчалину колкими насмешками. Возразить Чацкому ей было нечем, признать его правоту означало так или иначе разорвать привычные ей отношения не только с Молчалиным, но и со всем привычным ей обществом. Она была на это совершенно не готова. Чацкий разрушал её матрицу, и она стала защищаться. Другое дело, что лично её задевали только насмешки над Молчалиным и поводом к пущенному ею слуху о сумасшествии Чацкого стали именно они.

Причина мести Софьи Чацкому. Развязка комедии

Софье удалось отомстить Чацкому, потому что Чацкий был зависим от неё, как всякий влюблённый человек. Любить — значит быть открытым и доверчивым к человеку, которого любишь. Нельзя искренне любить человека и ждать от него подвоха. У Чацкого было единственное слабое место в его противостоянии «фамусовскому обществу» — это любовь к Софье, в которой он не хотел видеть тех же черт, которые высмеивал в прочих. Можно сказать, это была его ахиллесова пята, и туда его Софья и ужалила.

Развязка комедии «Горе от ума» — отъезд Чацкого, его сильнейшее разочарование.

5.    Конфликт в комедии

Столкновение Чацкого с обществом определяет изначально любовный конфликт между Чацким и Софьей, который притягивает блуждающий и снисходительный взгляд Чацкого к окружающему. Пытаясь решить любовную проблему, он обращает пристальное внимание, даже просто вспоминает о существовании ряда лиц, которых прежде в своих мыслях он вообще игнорировал.

Чацкий неприятно удивлён и заинтригован, «фамусовское общество» уже зацепило его своими крючочками, обратило на себя его внимание, и он, пытаясь разобраться в окружающих людях, как человек высокой мыслительной аналитической культуры, даёт им точные, лаконичные характеристики. Как характеры типические, такие люди даже в мелких и частных своих проявлениях буду отражать какие-то исторические закономерности.

Исторический конфликт эпохи между бескорыстной нарождающейся интеллигенцией и нарождающейся же предельно эгоцентричной серости (Чацкий, Молчалин и Репетилов) отражён в их диалогах. Чацкий не воспринимает их всерьёз, и совершенно напрасно, потому что они его всерьёз воспринимают. Столкновение между старыми прямолинейными подхалимами напоказ и новыми подхалимами-плутами оканчивается временным отступлением Молчалина, но не Фамусов тому причиной. Фамусов как раз после случившегося может считать себя облапошенным «молодым да ранним» помощничком. Борьба между Чацким и старым обществом отвлечёт всё внимание Чацкого, и когда он будет готов торжествовать победу, окажется, что к власти под шумок пришли молчалины. Поэтому, хотя противостояние Чацкого и Фамусова наиболее энергическое и громогласное, оно фактически есть ложный путь для Чацкого, чего он не замечает, но что заметил А. С. Пушкин, отказавший, как известно, Чацкому в уме.

Говоря о том, кто из героев принадлежит «веку минувшему», а кто — «веку нынешнему», надо чётко проговорить следующее: А. С. Грибоедов создал бессмертные характеры, своего рода архетипы, то есть изначальные типы людской породы. В любом обществе, в том числе и современном, мы можем найти всех представителей этой комедии. Другое дело, что со временем, естественно, эти персонажи видоизменяются, и теперешний Фамусов вряд ли будет так открыто проповедовать раболепие перед начальством как несомненную заслугу и показатель ума. Точно так же откровенное подлое лицемерие Молчалина теперь, как правило, скрыто и таится в глубине души, выходя наружу лишь изредка.

Такие, как Чацкий, — вечное завтра общества, его энергия, неукротимая воля, толкающая всех на проявление своего истинного лица. Он, несомненно, принадлежит к «веку нынешнему», как, пожалуй, и тонкий хитрец Молчалин, который, несмотря на отсутствие высокого происхождения, умеет втереться в доверие к сильным мира сего и использовать их в своих маленьких подленьких интересах.

Сам Фамусов, или Скалозуб, или кто-либо другой из знатных гостей, конечно, принадлежат «веку минувшему». В них нет минимально необходимой для существования в изменяющихся условиях гибкости поведения. Тот же болтун Репетилов, готовый пристроиться к любой компании, чтобы после превозносить её, гораздо более живуч, нежели бестолковый Скалозуб. На смену монолитным тугодумам и откровенным глупцам приходят хитрые, обходительные плуты и многословные дуралеи, пытающиеся выдать себя за нечто привлекательное, то есть происходит постепенное невольное соотнесение себя с неким нарождающимся идеалом, и начинаются первые, ещё неумелые попытки играть благовидные роли.

6.   История Чацкого: материала комедии недостаточно для каких-либо подробностей относительно жизни Чацкого. Можно сказать, что он воспитывался вместе с Софьей, дружил с ней, будучи ребёнком, после учился и служил. Теперь же оставил службу и вернулся в родные места, в которых не был уже много лет.

«Мильон терзаний» Чацкого заключается в том, что он потерял до того тщательно оберегаемую иллюзию, заключающуюся в памяти о Софье и мечтаниях о ней. Как человек ещё очень молодой (а если Софье — семнадцать лет, то Чацкому, который много играл с ней в детстве, вряд ли больше двадцати), он не предполагал, что на него ополчатся все с такой яростью. Можно сказать, что его интеллект опережал знание конкретных людей и находился в определённой дисгармонии с чувствами. Когда такое случается, а проблема достаточно остра, наступает временное расщепление личности, которое весьма болезненно. Лишившись защитной скорлупы, он каждое проявление мира стал чувствовать преувеличенно, всё кололо и жало, вся обстановка была нетерпимой и невыносимой.

Говорить о том, победитель Чацкий или побеждённый, можно лишь с известной долей условности. Он покинул поле сражения, но не был уничтожен. По этому поводу превосходно высказался И. А. Гончаров в своей знаменитой статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Именно в зависимости от того, что мы поставим во главу угла — качество или количество, и будет определён положительный или отрицательный ответ на предложенный вопрос.

7.   План начала статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (до слов: «для которой и родилась вся комедия»)

1)  Комедия «Горе от ума» в русской литературе стоит особняком.

2)    Без фигуры Чацкого комедии бы не было.

3)    Чацкий умён и сердечен, остальные — нет.

4)  Сущность характера Чацкого выражается в его словах: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

5)  Несчастная любовь к Софье — причина и мотив «мильона терзаний» Чацкого.

Главная мысль этого отрывка в том, что для создания произведения с внутренним напряжением необходимо было ввести человека, резко контрастирующего с рутиной тогдашнего общества. Такой персонаж должен был создать необходимое напряжение и противоречие, на основе которого можно было писать дальше. Такой персонаж был создан и введён — это Чацкий. Несчастная любовь Чацкого к Софье была необходима, чтобы эмоционально задействовать Чацкого в окружающей его жизни, над которой он смеялся и которая его нимало не трогала до той поры, пока не отняла у него надежду на взаимность.

8.   Сюжетные линии комедии

Сюжет комедии составляют следующие две линии: любовная интрига и общественный конфликт.

9.   Конфликт в пьесе

В пьесе действительно два конфликта: личный и общественный. Основным является конфликт общественный (Чацкий — общество), потому что личный конфликт (Чацкий -— Софья) является лишь конкретным выражением общей тенденции.

10.  Любовная интрига

«Общественная комедия» начинается с любовной интриги, потому что, во-первых, это безотказный способ заинтересовать читателя, а во-вторых, яркое свидетельство психологической проницательности автора, так как именно в момент наиболее ярких переживаний, наибольшей открытости человека к миру, что подразумевает собой любовь, зачастую и происходят самые тяжёлые разочарования несовершенством этого мира.

11.   Монолог Чацкого

Действие второе, явление пятое. Монолог Чацкого со слов: «А судьи кто?». В этом монологе Чацкий издевается над потребностью косного общества иметь в качестве главных судей стариков, взгляды которых ничуть не изменились за последние полвека. Зато за это самое время они сумели обманом, притворством и грабительством достаточно нажиться, построить себе прекрасные палаты, в связи с чем получили честь и уважение таких людей, как Фамусов. Чацкий упоминает о крепостном балете, выменянном на борзых собак, как о самой точной характеристике таких людей.

Он негодует, что стоит хоть одному чем-то искренне увлечься и думать не о чинах и деньгах, а о бескорыстном труде на благо родины — будь то в науке или искусстве, как тотчас агрессивная серость стремится подавить эти ростки свежей мысли и чувства, потому что тогда сразу становится ясно всё несоответствие подлецов и лицемеров нормальному человеческому состоянию.

12.   Тема ума в комедии играет центральную роль, потому что в конечном счёте всё вращается вокруг этого понятия и его различных интерпретаций. В зависимости от того, как герои отвечают на этот вопрос, они себя и ведут.

13.   Пушкин о Чацком

Пушкин не считал Чацкого умным человеком, потому что в понимании Пушкина ум представляет собой не только умение анализировать и высокий интеллект, но и мудрость. А Чацкий не соответствует такому определению — он начинает безнадёжные обличения окружающего и истощается, озлобляется, опускаясь на уровень своих оппонентов.