Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Николай Михайлович Карамзин

Сентиментализм

Вопросы и задания к стр. 85

1.   О русском сентиментализме

Сентиментализм — литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

Велико было историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было провозглашено основой человеческой личности. Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло.

Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Они часто проливают слёзы, вздыхают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается психологизм.

Писатель-сентименталист создаёт в своём произведении особый образ — образ автора-рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремиться высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора-рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».

В сентиментализме были заложены различные тенденции, которые в разной степени проявляли себя в литературе разных стран.

Демократические тенденции наиболее полно проявились во французском и немецком сентиментализме, что соответствовало социальной обстановке того времени (приближение революции во Франции). В русском сентиментализме эта тенденция менее выражена, хотя присутствует в произведениях Карамзина и молодого Жуковского.

Дня России, где эпоха Просвещения началась позже и в результате оказалась намного короче, чем в европейских странах, наиболее актуальными оказались просветительские тенденции сентиментализма, которые проявились, например, в «Письмах русского путешественника» Карамзина и в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, в дидактическом, нравоучительном характере басен Дмитриева, в обращении к исторической тематике в повестях Карамзина, во внимании к природе в произведениях молодого Жуковского.

Основные черты российского сентиментализма: просветительские тенденции, совершенствование литературного языка (введение разговорных форм, просторечия).

2.   Из произведений сентиментализма в 8-м классе мы читали повесть «Наталья, боярская дочь» Н. М. Карамзина, в 9-м классе знакомились с «Путешествием из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Главные герои повести — боярская дочь Наталья и Алексей Любославский.

Алексей и Наталья решились на отчаянный поступок, а после доказали свою честность и истинную храбрость, сражаясь с врагами. И боярин Матвей, и царь не помнили зла, когда Наталья и Алексей им открылись, а признали их заслуги и право жить вместе по любви.

Алексей доверил Наталье тайну, что он сын оклеветанного и несправедливо осуждённого боярина Любославского, бежавшего за пределы Отечества. Алексей не был уверен, что царь отнесётся к нему снисходительно, и поэтому жил отшельником и никому не рассказывал, кто он такой.

Влюблённым помогла няня Натальи, соблазнившаяся подарками от Алексея, а также старый священник, согласившийся, ничего не спрашивая, тайно их обвенчать. Без их помощи у молодых людей ничего бы не получилось.

Наталья была очень красивой восемнадцатилетней девушкой, дочерью боярина Матвея. Она была честной, доброй и простодушной. Она любила природу, с огромным уважением относилась к своему отцу. Воспитание девушек в то время было такое, что она не умела даже читать и писать. Конечно, для Алексея она не могла стать человеком, с которым можно обсуждать вопросы политики или развития государства (а ясно, что Алексей в этом нуждался, будучи жертвой политической борьбы и оказавшись в одиночестве). Но она могла умиротворить его, дать ощущение собственной ценности, принять со всеми его сомнениями, как бы сгладить острые углы. Её преданность проявилась в том, что даже на войну она отправилась вместе с ним. Это, а также то, что она убежала из дома, говорит о большой решительности и силе характера. Наверное, участие в военных действиях сделало её твёрже и мудрее.

Алексей был сыном репрессированного боярина, бежавшего в своё время из страны и после смерти отца на свой страх и риск тайно вернувшегося обратно. Это говорит о большой любви к родине и смелости. Он сразу почувствовал незаурядность Натальи и проявил большую настойчивость, чтобы добиться своего. Он искал случая отличиться так, чтобы с полным правом предстать перед глазами царя, и участие его в войне этому способствовало. Наверное, он был очень порывистым и энергичным человеком, не любил бездействовать и искренне выполнял свой долг так, как он его понимал. Кроме этого он был талантливым рисовальщиком, что для человека его ранга было совсем нетипично.

И Алексей, и Наталья были очень эмоциональны, и многие поступки совершали под влиянием эмоций. Но их эмоции были благородны.

3.   О восприятии произведений Карамзина

Читая повесть «Бедная Лиза» и стихотворение «Осень», наш современник испытывает совсем иные чувства, чем первые читатели Карамзина. Их образ мира был иным, им не свойственна была рефлексия. Для людей конца XVIII века произведения Карамзина были откровением, приотворяли новый, до того непонятный самим читателям мир души, воспитывали их чувства, учили думать, прислушиваться к мыслям, ощущениям людей, учились уважать личность в себе и в других, замечать прелести природы и ценить их.

Нам произведения Карамзина кажутся мило наивными, немного смешными. Но очень важно прочитать их: они глубже помогают нам понять тот духовный путь, который проделал человек, познавая своё сердце, помогают нам ощутить живое дыхание эпохи и представить ту жизнь, который жили современники Карамзина два столетия назад.