Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 63-64. Л.М. Леонов. «Золотая карета»

Цели: кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; обозначить проблемы, поднятые Л.М. Леоновым в пьесе; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход уроков

I. Рассказ учителя (или сообщение ученика) о жизни и творчестве Л.М. Леонова

II. Комментированное чтение и чтение по ролям

III. Беседа по вопросам

Опираемся на вопросы учебника (с. 450-451).

IV. Слово учителя

Автор ставит вопросы о назначении человека, о верности мечте юности, о счастье, об ответственности человека за свои поступки, о влиянии войны на судьбы людей.

Война прямо или косвенно повлияла на жизнь каждого из героев, показала, кто есть кто. Один из героев, председатель колхоза Макарычев, сравнивается с былинным богатырем. У полковника Березкина война отняла самое дорогое - жену и дочку, и все же он произносит тост «за все, за что мы дрались четыре года: за этот бессонный ветер, за солнце, за жизнь». Раны и увечья, нанесенные войной телам и душам людей, еще слишком свежи: «Увечья войны лечатся только забвеньем...»; «Раны, на которые смотрят, не заживают...» Непряхин говорит о своем сыне, вернувшемся с войны живым: «У кого руку-ногу, у него глаза отобрала, война-то, у звездочета моего!». С мечтой о звездах, о работе астронома Тимофею приходится расстаться.

Однако есть и примеры неприглядного поведения на фронте - муж Марьи Сергеевны, Щелканов. Слабость и трусость, взявшие верх в человеке в ответственный момент, выявляют его суть.

Постаревшие герои размышляют о прожитых годах, о разочарованиях. Кареев говорит: «...молодость пройдет прощальным маршем, жаром обдаст и дыханьем лугов. ..ив яму потом!». Но все же он не жалуется на судьбу, философски замечает: «В каждом возрасте содержится свое вино...».

Афористичны многие реплики героев: «Большие раны требуют грубых лекарств» (Кареев); «Не трогайте человеческих сердец, они взрываются» (Березкин); «Всё в доме есть, окроме нужды да счастья» (Дашенька); «Нет ничего на свете щедрей солдата» (Непряхин); «Величайшие события истории укладывались в пять минут» (Кареев); «Кроме горсти пепла - ничего ссобою. В дорогу к звездам надо отправляться налегке» (Березкин).

Важную роль в пьесе играют символические детали и образы. Алая роза - символ жизни и любви. Разнообразно значение образа Света: свет звезд, который уже не суждено увидеть Тимофею, но который остался в его душе; ремарка «зорька на краю неба» как символ надежды; ветер, задувающий огонь свечи — символ угасших жизней; полковник Березкин жжет пальцы над пламенем свечи, не чувствуя боли - слишком велика боль душевная.

Символичен образ золотой кареты. Во-первых, это название пьесы. Золотая карета - мечта о счастливой жизни. О золотой карете для дочери мечтал отец Маши, «Карета у подъезда» - говорит Юлий, зовя Марьку с собой, на Памир. Один из главных символов пьесы - образ гор. Это Памир, куда уехал юный Кареев «с горя» «искать счастья» после неудачного сватовства. Кареев нашел счастье в работе: он геолог. Дочь Марьи Сергеевны, Марька, тоже стремится на Памир - «к трудному счастью». И последняя реплика Марьи Сергеевны тоже о горах, как символе стремления к высокому, символе преодоления трудностей, символе мечты: «За горы твои высокие, Марька!».

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Мотивы былого в лирике поэтов XX века» (с. 452-453).

2. Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений, помещенных в учебнике на с. 454-471.