Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Уроки 65-66. Мотивы былого в лирике поэтов XX века

Цели: дать понятие о Серебряном веке русской литературы; дать обзор поэзии XX века; показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Ход уроков

I. Рассказ учителя о поэзии Серебряного века

Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, но прежде всего в литературе, а точнее - в поэзии, так как именно она с ее мгновенностью мироощущения, быстротой, силой и яркостью воплощения смогла наиболее полно выразить настроения эпохи.

Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Время Пушкина, Достоевского, Толстого, то есть XIX столетие, он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» - «серебряным веком». Окончательно выражение вошло в оборот после опубликования написанных уже в 60-е гт. воспоминаний издателя журнала «Аполлон» Сергея Маковского, озаглавленных «На Парнасе Серебряного века».

Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «Серебряный век» относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями.

Впервые в литературном творчестве выражение «Серебряный век» было употреблено А. Ахматовой в «Поэме без героя»:

Были святки кострами согреты,

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве или против теченья, -

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка,

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику - роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии.

Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом это период, охватывающий годы с начала 1890-х, когда в печати появляются стихи В.С. Соловьева и первые поэтические опыты В.Я. Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М. Васнецова и М.В. Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917 году, хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х гг.

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась и послереволюционная биография большинства писателей. Покинули родину Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Вяч. Иванов, Балтрушайтис, Бунин, Куприн (до 1936), Шмелев, Зайцев, Андрееловов, Замятин, Ремизов, А.Н. Толстой (с 1918 по 1923), Амфитеатров, Г.Иванов, Адамович, Бурлюк, Игорь Северянин, Саша Черный, Аверченко, Тэффи, Ходасевич, Цветаева (до 1939). В годы «красного террора» и сталинщины были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли Гумилев, Мандельштам, Клюев, Лившиц, Клычков, Нарбут. Покончили жизнь самоубийством С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева. Почти все эти имена на долгие десятилетия были преданы забвению.

После октября 1917 года еще жили и творили многие философы, поэты, музыканты, художники, создававшие культуру Серебряного века, но характерная атмосфера той эпохи закончилась. Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.

II. Комментированное чтение статьи учебника «Мотивы былого в лирике поэтов XX века»

III. Чтение и анализ стихотворений; сообщения учеников о поэтах XX века

Опираемся на вопросы и задания учебника (с. 455,457,458-459, 460, 462, 464, 466, 468-469,471, 472).

Домашнее задание

1. Подготовиться к контрольной работе.

2. Написать отзыв об одном из произведений, изученных в 8 классе (по выбору учеников).