Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 27. Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Приемы сатирического изображения

Цели: углубить понятие о сатире и ее средствах; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения; закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими; развивать творческие способности учеников.

Методические приемы: комментированное чтение, характеристика персонажей, выразительное чтение, составление таблицы.

Оборудование: иллюстрации к комедии; кинофрагменты «Ревизор», Школфильм, автор сценария Г. Лабковская, режиссер И. Попова, 1977. («Пренеприятное известие», «Авось бог вынесет»).

Ход урока

I. Выборочное комментированное чтение сцен комедии по ролям

Читаем те явления, которые наиболее ярко характеризуют чиновников. Класс рецензирует исполнение чтецов.

II. Характеристика персонажей

1. Слово учителя.

К.С. Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу - это проследить; как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» Поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.

2. Беседа.

- В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?

- Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

- Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фразой: «простодушный до наивности человек». Обратить внимание на ироничность характеристики.

3. Работа с таблицей.

Задание: начать составление таблицы «Характеристика чиновников уездного города»; дополнять ее по мере работы над пьесой. Пример таблицы:

И т. д.

III. Беседа по вопросам учебника (№ 1-8 с. 342)

Дополнительные вопросы:

- Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора? (Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия чиновников направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

- С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу? (Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи» да еще и благодарности получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник- ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.

Появляясь в гостинице как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах - в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.

Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

IV. Развитие драматического конфликта

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю. Манна, «“Ревизор” - это целое море страха».

Задание

- Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

Примеры:

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...

Бобчинский. ... так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаюсь, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено - пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва- ва- ва- ва... ва...

- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

- С какими намерениями собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

- Какие детали указывают на то, что взятки - обычное дело для чиновников? (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз... чтобы и уши не слышали...», -так считает Артемий Филиппович (1 –ое явление, IV действия).)

- Перечитайте 1-е и 2-е явления и обратите внимание на поведение городничего. (Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2-еявление V действия). В чем комизм ситуации? (Жестокость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: « Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу... Он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали...».

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? (Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками - это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

В.Г. Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего его мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их - взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством, ломаньем и скотская грубость перед низшим. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы учебника (№ 1-7, с. 344-345).

2. Подготовить характеристику Хлестакова.

3. Подготовить выразительное чтение сцен по ролям.