Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания B1 — B7; C1 — С3
Раскольников усмехнулся опять. Он разом понял, в чём дело и на что его хотят натолкнуть; он помнил свою статью. Он решился принять вызов.
- Это не совсем так у меня, - начал он просто и скромно. - Впрочем, признаюсь, вы почти верно её изложили, даже, если хотите, и совершенно верно... (Ему точно приятно было согласиться, что совершенно верно.) Разница единственно в том, что я вовсе не настаиваю, чтобы необыкновенные люди непременно должны и обязаны были творить всегда всякие бесчинства, как вы говорите. Мне кажется даже, что такую статью и в печать бы не пропустили. Я просто-запросто намекнул, что «необыкновенный» человек имеет право... то есть не официальное право, а сам имеет право разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует. Вы изволите говорить, что статья моя неясна; я готов её вам разъяснить, по возможности. Я, может быть, не ошибусь, предполагая, что вам, кажется, того и хочется; извольте-с. По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия вследствие каких-нибудь комбинаций никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан... устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству. Из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных, или воровать каждый день на базаре. Далее, помнится мне, я развиваю в моей статье, что все... ну, например, хоть законодатели и установители человечества, начиная с древнейших, продолжая Ликургами, Солонами, Магометами, Наполеонами, и так далее, все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Замечательно даже, что большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть- чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется. Иначе трудно им выйти из колеи, а оставаться в колее они, конечно, не могут согласиться, опять-таки по природе своей, а по- моему, так даже и обязаны не соглашаться. Одним словом, вы видите, что до сих пор тут нет ничего особенно нового. Это тысячу раз было напечатано и прочитано.
(Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» )
При выполнении заданий B1 — B7 ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания
B1
Как называется форма развёрнутого высказывания героя, обращённого к себе или другим персонажам (размышления Раскольникова)?
B2
Как называлась статья Раскольникова, речь о которой идёт в предложенном фрагменте?
B3
Как звали героя, «вызов» которого решился принять Раскольников?
B4
Кому из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» принадлежат слова: «Как без человека-то прожить», «От Бога Вы отошли, и Вас Бог поразил, дьяволу предал»?
B5
Каким одним словом называет Раскольников обыкновенных людей, не имеющих, в соответствии с его теорией, права на преступление?
B6
О каком чувстве нравственной ответственности перед окружающими говорит Раскольников, когда рассуждает о возможности «переступить» через обыкновенных людей?
B7
Каким структурным компонентом завершается роман Достоевского?
Для выполнения заданий С1 — С3 дайте связный ответ на вопрос в объёме, не превышающем 4—6 предложений
С1
Какую роль играет статья Раскольникова для понимания идейного замысла всего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
С2
В чём вы видите истоки и смысл теории Родиона Раскольникова?
С3
Как другие произведения русской классики, герои которых тоже размышляют о роли сильной личности, перекликаются с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания В8 — В12; С4—С6
* * *
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...
НА. Некрасов
При выполнении заданий В8 — В12 ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания
В8
По первому четверостишию определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди...».
В9
Назовите вид рифмы, который использует Н.А. Некрасов.
В10
Какой вид тропа активно использует автор в первом четверостишии («бестолковые люди», «неразумное, резкое слово»)?
В11
Какой одиночный разделительный знак препинания, служащий для внутреннего членения предложения, усиления выражаемой автором мысли, использует автор в каждой строфе стихотворения?
В12
Как называется используемый автором вид звукописи, заключающий в себе повторение одинаковых согласных звуков с целью придания особой выразительности стиху?
Для выполнения заданий С4 — С6 дайте связный ответ на вопрос в объёме, не превышающем 4—6 предложений
С4
Каким предстаёт перед читателем лирический герой стихотворения Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»?
С5
Можно ли и почему отнести стихотворение Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди» к любовной лирике?
С6
Чем размышления о сложностях взаимоотношений героев известных вам лирических произведений русской классики созвучны строкам стихотворения Н.А. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди»?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос, опираясь на конкретный литературный материал и выявляя позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанным вами мнением
С7.1
Почему Онегина и Печорина называют лишними героями своего времени?
С7.2
Что позволяет адресовать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина людям «изрядного возраста»? (на примере любой сказки)
С7.3
Какую роль в раскрытии образа главного героя в романе И.А. Гончарова «Обломов» играет эпизод «Сон Обломова»?