Лирика Мукими формировалась в традициях восточной поэзии — Навои, Лютфи, Джами. Последнего он считал своим учителем. Под его влиянием Мукими осваивает богатейшие способы и приемы традиционной восточной лирики, учится требованиям и правилам арабо-персидской поэтики (аруз), пишет подражания классикам, создает свои назиры — своеобразные ответы в стихах на вопросы, заданные в других произведениях, сочиняет загадки-хронограммы и т.п.
В 70-е годы Мукими — уже признанный мастер газели — слагал стихи, снискавшие ему известность и признание любителей изящной словесности. Рисуя живые, правдивые образы и реалистически жизненные обстоятельства, правдивые и понятные читателю ситуации, он обогатил узбекскую классическую лирику новыми ритмами, речевой мелодикой, новыми поэтическими образами, социально звучащим содержанием — сочувствием к человеку, простому и мудрому. Поэт воспевает любовь, высокие нравственные человеческие чувства, обычные земные человеческие радости.
Лирика Мукими характеризуется жанровым многообразием — газель, мухаммас, рубаи и др. И каждое стихотворение любого жанра отмечено яркими художественными достоинствами.
В газелях Мукими воспевает красоту возлюбленной, вышучивает ее ветреность и коварство, а также мучения влюбленного, отвергнутого ею. Его газели завоевали широкую и прочную популярность. Свои газели Мукими писал в песенном ключе, а народные хафизы и песенники клали их на музыку и распевали на празднествах, в чайханах. И в наши дни эти произведения входят в эстрадное искусство Узбекистана как народные песни.
В газелях поэта порой находим удачные попытки в традиционные темы, обычно наполненные отвлеченными, абстрактными образами, внести нечто новое, приближающее поэзию к реальной жизни. К примеру, в его газели «Влюбилась Фергана» речь идет не только о влюбленности поэта — сама Фергана представлена влюбленной в девушку-красавицу:
Не только я в тебя влюблен — влюбилась Фергана.
Влюбилась Индия в тебя, и Мекка влюблена.
Говоря о любимой, Мукими использовал очень часто пусть традиционные, но яркие эпитеты и сравнения («роза на пиру», «светильник щек», «как мотылек»...).
Но в отличие от предшественников, Мукими социально заострил свою лирику, наполнил ее острыми социальными мотивами. Рассказывая о неразделенной любви, о жестокой и вероломной девушке, поэт часто обращает внимание на социальное неравенство, на то, что люди делятся на счастливых и несчастных, на богатых и бедных:
Богатство отдал бы тебе. Как жаль, что я бедняк!
И где же мне богатство взять? Жизнь за тебя отдам!
Социальные мотивы нередко несут в себе моральную оценку нравственной стоимости богатства и бедности, которая неизбежно присутствует в ощущениях и чувствах поэта на уровне личностного восприятия.
Когда к тебе приходит гость в халате золотом,
Зачем склонясь его встречать, влюбленного в себя?
Когда к тебе приходит гость в одежде бедняка,
Зачем тогда не замечать влюбленного в тебя?
Лирика Мукими во многом традиционна, но преисполнена светлого оптимизма и неподдельного возвышения искреннего чувства. Любовь в его стихах — не столько источник мучений, сколько чистый родник жизненно светлых и радостных ощущений, согревающих душу.
Источник духовных сил для поэта не только любовь, но и больше всего — искренняя дружба; она как весеннее жизнеутверждающее половодье, как святость человеческих отношений. Если для поэта любовь есть весеннее пробуждение, дар земной природы, то дружба нечто большее — «дар Божий», дар небес:
Опять весна, и зелен сад, цветы со всех сторон,
Друзья, пусть грянет полных чаш веселый перезвон!
Святая дружба — дар небес, она — сердец бальзам.
Когда вокруг тебя друзья — ничем ты не стеснен.
Жизнелюбие поэта проявляется в воспевании земной жизни с ее радостями и печалями, счастьем и неуемными страстями. Каждый человек должен быть счастлив, пребывая в непрерывном потоке благополучия, а зло на земле должно исчезнуть навсегда:
Пусть тюльпан не увядает, не страдает никогда!
Пусть струна во время пира не смолкает никогда!
Пусть никто своей святыни не теряет никогда!
Пусть никто вдали от милой не пылает никогда!
Пусть, подобно мне, влюбленный не рыдает никогда!
Поэзия Мукими чрезвычайно красочна, наполнена глубоким философским смыслом, пронизана мотивами светлого оптимизма, искреннего человеколюбия, она подкупает искренностью интонаций. Во всем этом проглядывают следы подлинного новаторства, что выводит Мукими-лирика в первые ряды крупнейших классиков узбекской поэзии.
Многие века стихотворная форма газель занимала ведущие позиции в восточной литературе. Поэты, создавая газели, использовали традиционные эпитеты, метафоры, сравнения и т.п., однако каждый из них — замечательных, мудрых и великих — имел такой неповторимый, узнаваемый оригинальный почерк, что его не спутаешь с кем-то другим. Именно в лирике раскрыли свое поистине огромное дарование такие всемирно признанные крупнейшие мастера художественного слова, как Хафиз, Саади, Навои, Физули.
Поэт Мукими, следуя великим традициям, заложенным этими замечательными мастерами изящной словесности, достиг значительных художественных высот; в изображении высоких человеческих чувств поэзия Мукими характеризуется лаконизмом, сочной отточенностью фраз, свежестью и мелодичностью поэтического языка, сближающей его стихи с народной узбекской песней.
Значительный след в истории узбекской литературы оставила сатира Мукими, отмеченная социальной остротой, отразившая демократическое мировосприятие художника. Его сатира злободневна, имеет точный адрес. Она обличает, высмеивает алчность, лихоимство, корыстолюбие той части власть имущих, чиновничества, которая запятнала себя плутовством, мздоимством, стяжательством, злоупотреблением своим социальным положением. Под огнем сатиры Мукими часто оказывались ненавистные ему местные и царские чиновники — «хранители» социальных и нравственных пороков. Не жаловал поэт и тех людей из духовного сословия, которые нарушали и попирали законы ислама, моральнонравственные требования шариата.
Сатирические произведения Мукими — «Землемеры», «Горе нашему краю», «Выборы», «Прошение хану от жителей селения Хафалак» — оказали большое влияние на развитие сатиры в узбекской литературе. Не меньшее значение имели произведения, обличавшие нечестивых торговцев и промышленников-заводчиков: «Сатира на Виктора-бая», «Вексель», «Пир», «Новоявленный бай», «Продавец чая»; колючее, ядовитое, острое сатирическое слово поэта доставало святош, ханжей («Святой», «Сын греха», «Порицание лягушкам» и др.). Имена ряда сатирических типов-образов, населяющих произведения Мукими, стали нарицательными. «Общественная значительность содержания, остроумие и меткость характеристики, живость и простота языка сатирических стихов Мукими, — писала исследователь его творчества А.А. Валитова, — сделали их популярными; они оказали огромное влияние на развитие сатиры в узбекской современной литературе».
Многие стихотворения поэта при его жизни включались в различные рукописные сборники (диваны), полностью состоящие из его стихов.
Своеобразна самооценка творчества Мукими. Сатирические стихотворения, наиболее зрелые на его взгляд (газель, обличающая взяточника, или мухаммас, ядовито высмеивающий пороки уездной администрации и т.п.), поэт сначала читал у себя дома или в кругу близких друзей. Удачные стихи затем переписывались набело. Их несли другим слушателям, те, в свою очередь передавали другим, третьим. За короткое время такое стихотворение уже было размножено в десятки, а то и в сотни экземпляров. По утрам люди находили стихи Мукими наклеенными на воротах и стенах домов, а также в мечетях, торговых лавках.
Точность адресата в сатире Мукими особенно четко представлена в стихотворении «Землемеры». Чиновник-землемер — плут и взяточник глубоко осознавал свою безнаказанность и бесконтрольность своих действий; от него нередко зависела жизнь многих сотен дехкан, которые были бессильны перед его произволом. И он — этот кичливый, грозный плут — великолепно изображен поэтом:
Я ваш хоким — богач из богачей,
Добиться надо милости моей.
Дано мне право жечь, топтать, крушить.
Дано мне право головы рубить.
Я захочу — и покараю вас,
Я захочу — и обласкаю вас.
Так уж устроена была эта система, что над землемером не было никакого контроля, и никакой суд не мог призвать к порядку такого чиновника: он готов отмерить каждому клочок земли «под могилу». А тёмный, малообразованный дехканин самой жизнью приучен к тому, что в землемере он видит единственную и всесильную власть над собой, одолеть которую невозможно: ее благосклонность можно только купить. Слушая гнусную речь землемера, приехавшего в кишлак Хафалак, чтобы обогатиться, люди толкуют, спорят, судят меж собой: «Так не отделаешься, нужно дать, — И снова будет тишь и благодать».
Поэт-сатирик Мукими раскрывает истинные масштабы этого гнусного в своей сути явления, показывая, что землемер — далеко не единственный, кто беззастенчиво обирает крестьян, кто обогащается за счёт предоставления им по своей воле «тиши и благодати».
Будучи обостренно неравнодушным к жизни и особенно к жизни простых людей, гуманист Мукими — беспокойный правдоискатель, всегда уверенный, что носителей зла, недобрых, злых людей непременно постигнет святая кара, что возмездие неотвратимо в самых различных формах.
Эта его уверенность, его четкая позиция нашла наиболее прямолинейное отражение в стихотворении «Мингбаши»:
Ты, мингбаши мой, «правильно» живёшь —
Без взятки пальцем не пошевельнёшь,
Ты ласков с тем, кто хорошо одет,
Строг с оборванцем, что с него возьмешь!
Ты только управитель волостной,
Что ж не по чину золото гребешь?
Гияз — твой писарь — на тебя похож.
Ждет не дождется, стонет Мукими:
«Скажи, когда ж ты, мингбаши, помрешь?»
Поэтически одаренный, неравнодушный к жизни, к судьбе родного Узбекистана и его народа, поэт-протестант Мукими известен и как родоначальник нового жанра в узбекской литературе — жанра путевого очерка. Бедственное материальное положение вынуждало поэта в поисках заработка колесить по Ферганской долине и, естественно, глубоко познавать жизнь крестьян и ремесленников, богачей и бедняков, дервишей и священников, купцов и горожан, жизнь города и кишлака.
Такие поездки помогли поэту увидеть жизнь во всем ее многообразии, получить представление об общественном движении в Туркестане. Богатые впечатления, накопленные в таких поездках, нашли поэтическое выражение в путевых очерках «Описание путешествий» («Саёхат-намэ»), написанных в стихотворной форме «От Коканда до Шахимардана», «От Коканда да Ферганы». Автор любуется богатой природой родной страны, изображая нелегкую жизнь народа-тру-
женика. В письмах к друзьям, написанных стихами и прозой, Мукими рассказывает о своих связях с передовыми людьми Туркестана, своем отношении к происходящему в стране, говорит о своих эстетических принципах и способах изображения правды жизни в художественном произведении. Его письма — начало эпистолярного жанра в узбекской литературе.
Мукими остался в памяти народной и в узбекской национальной культуре и как активный общественный деятель. В начальный период формирования рыночных отношений в Туркестане — в 80-е годы XIX века — активную роль играла национальная интеллигенция: поэты, учителя, ученые. Не остался в стороне от общественного движения и Мукими — основатель и самый активный участник литературного кружка, возникшего в эти годы в Коканде. Лучшие поэты входили в этот кружок — Нисбати, Мухайра, Завки, Фуркат и др. На его заседаниях читались новые стихи, устраивались поэтические состязания, как во времена Алишера Навои, обсуждались текущие проблемы общественной жизни страны и Коканда. Здесь, на заседаниях кружка, завязалась и окрепла дружба между великими поэтами второй половины XIX века — Мукими и Фуркатом.
Эмоционально-заряженная, яркая поэзия Мукими, ее острая сатирическая направленность против мздоимства, пошлости человека и общества, ее верность гуманистическим традициям, высокое, подчеркнутое уважение к простым людям-труженикам снискали великому поэту любовь народную. Поэтическое творчество Мукими, во многом новаторское, оказало положительное влияние на развитие узбекской литературы на ее пути к реализму.
Мукими открыл новые горизонты в узбекской поэзии, ранее далекой от живой реальности, расширил границы придворно-феодальных традиций, направил поэзию по пути служения трудовому народу, выражения его идеалов.
Сатира Мукими клеймила произвол чиновников, жадность и гнёт власть имущих; его сатира наполнена духом социального протеста. Лирика Мукими вошла в золотой фонд узбекской поэзии, она находится в одном ряду с лучшими памятниками восточной классики.