Литература. Интегрированный курс (русская и мировая): 11 класс. Исаева Е. А.

К Изучению Романа «Преступление И Наказание»

В творческой лаборатории мастера

ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Исследователи творчества писателя предполагают, что замысел романа «Преступление и наказание» возник у Ф.М. Достоевского на каторге. Подтверждением тому служит его письмо к брату, датированное 9 октября 1859 года, в котором есть такие строки: «В декабре я начну роман (...) Всё сердце моё с кровью положится в этот роман.

Я задумал его на каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». В этом же письме впервые был заявлен и жанр будущего произведения: роман-исповедь.

Однако вынашивание замысла такого романа-исповеди продолжалось ещё шесть лет. Его подробный план, который был составлен лишь к сентябрю 1865 года, писатель изложил в письме к издателю журнала «Русский вестник» М.Н. Каткову: «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. (...) В повести моей есть намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует. Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, нового поколения человеке, чтобы была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек. Мне рассказывали прошлого года в Москве (верно) об одном студенте, выключенном из университета после московской студенческой истории, что он решился разбить почту и убить почтальона. Есть ещё много следов в наших газетах о необыкновенной шаткости понятий, подвигающей на ужасные дела...Л.

Как видно из письма, речь идёт о произведении небольшого объёма — повести. Как же тогда возник роман? Прежде чем произведение появилось в той окончательной редакции, которую мы и читаем, авторский замысел неоднократно изменялся. Дело в том, что испытывая острую материальную нужду, в 1865 году писатель предложил для журнала «Отечественные записки» свой новый роман «Пьяненькие», в котором поднималась проблема пьянства. Как подчёркивал писатель, «разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. и проч.». Однако журнал ответил Ф.М. Достоевскому отказом, поэтому он вынужден был заключить кабальный договор с издателем Ф.Т. Стелловским, по которому за три тысячи рублей он продал право на издание полного собрания своих сочинений в трёх томах и должен был написать большой новый роман.

Получив деньги, писатель уехал за границу, в немецкий город Висбаден, где, отложив идею романа «Пьяненькие» (история семейства Мармеладовых), «в самом тягостном положении» и отчаянии приступил к воплощению нового замысла повести — «психологического отчёта одного преступления». Но постепенно повесть перерастала в большой роман, который Фёдор Михайлович продолжает писать уже в Петербурге. Замысел произведения всё больше усложняется, и его сюжет вливается материал романа «Пьяненькие». Но прежняя форма произведения «исповеди» убийцы уже не удовлетворяет писателя, его влечёт «рассказ от себя, а не от него», и в ноябре 1865 года он сжигает написанное и начинает всё заново.

Первые главы нового романа вышли в журнале «Русский вестник» в январе 1866 года, а уже в декабрьском номере публикация «Преступления и наказания» была закончена.

Размышляем, обсуждаем

ЧАСТИ ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ

Какое впечатление произвело на вас прочитанное?

Найдите в тексте и прочитайте описание жилища главного героя. Какие художественные средства использует автор для создания атмосферы, царившей в комнате Раскольникова?

Проследите по тексту, как в процессе исповеди Мармеладова меняется отношение к нему Раскольникова. Как это характеризует главного героя? Что более всего поразило Раскольникова в истории Мармеладова? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

Объясните, как вы понимаете следующую реплику Мармеладова: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?».

5. Подумайте, достоин ли Мармеладов сострадания. Обоснуйте свой ответ.

6. Сравните образ Мармеладова с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель») и гоголевским Башмачкиным («Шинель»). Чем отличается герой Достоевского от уже известных вам образов «маленького человека»?

7. Обоснуйте роль письма матери в дальнейших действиях героя.

8. Объясните, как вы понимаете восклицание Раскольникова: «...вечная Сонечка, пока мир стоит!».

9. Раскройте значение сна Раскольникова о замученной лошади.

10. Обоснуйте роль «случайностей» в решении главного героя совершить преступление (подслушанный в трактире разговор о старухе-процентщице; встреча с пьяной девочкой; разговор мещанина с Лизаветой на Сенной).

11. Проанализируйте поведение Раскольникова в момент преступления. Можно ли утверждать, что натура Раскольникова противится совершаемому? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

12. Расскажите, что происходит с главным героем после совершения преступления. Как вы думаете, в чём причина такого состояния героя?

13. Проследите по тексту, какие чувства испытывает Раскольников в полицейской конторе, на Николаевском мосту, во время встречи матери и сестры. Как вы можете объяснить поведение героя?

14. Почему главный герой принимает такое активное участие в судьбе Мармеладова, помогает его семье? Что происходит в это время в душе Раскольникова? Свой ответ подкрепите примерами из текста.

После прочтения первой и второй частей романа можете ли вы сделать вывод о том, какой мотив в совершении преступления Раскольникова является, с вашей точки зрения, определяющим? Аргументируйте свой ответ.

В творческой лаборатории мастера

О МАСТЕРСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО В РАСКРЫТИИ ПСИХОЛОГИИ ГЕРОЯ

Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознаёт своей неправоты, санкционированной его собственной теорией, а элементарные принципы правосудия требуют осознания этого, то писатель приводит героя к самооценке особым путём, использовав своё знание человеческой натуры.

Те же диалоги и монологи, в которых Раскольников разъясняет свою точку зрения, имеют ещё и другой смысл: они демонстрируют не только идею Раскольникова и её сущность, но и его состояние путём размышлений о себе, фиксации своего настроения, оценки своих слов, поступков и намерений. (...)

Для ещё более глубокого обнажения внутреннего мира героя писатель вводит диалог не только «голосов» героя, но и диалог его мыслей и его поступков, действий, жестов, подмечая ещё один уровень противоречивости в личности человека. Этот способ раскрытия характера использовал и Тургенев в изображении Базарова. У Достоевского такой способ исследования внутреннего мира приобретает особые масштабы и становится одним из самых активно используемых способов анализа. В результате сфера психологического анализа расширяется, он приобретает не только прямой (за счёт диалогов, монологов и высказываний), но и косвенно-предметный характер. (...)

Продолжая исследовать идеи Раскольникова и в связи с этим его личность, писатель замечает, что многие его поступки, жесты и действия противоречат тому, что он должен был сделать и чего он сам ждёт от себя. Например, идя как-то по улице, Раскольников начинает разговаривать с незнакомыми людьми; однажды берёт милостыню; гуляя по городу и обдумывая свои мысли, он неожиданно приходит к Разумихину и так же неожиданно уходит, оставив того в полном недоумении; придя к старухе с замыслом убить её, хочет уйти, забывает закрыть дверь, а сделав дело, не смотрит, что изял, теряет, наконец прячет и уходит навсегда; при появлении родных падает в обморок (...).

Все подмеченные особенности указывают на взвинченное, ненормальное, непривычное состояние героя. Это отражается и в речи, и в действиях, и в жестах, в их характере и последовательности. (...)

Тщательно следя за Раскольниковым после убийства, помещая его в разные микроситуации, Достоевский показывает, что человек с ого уровнем мышления своим «нутром», своей собственной «кожей» должен почувствовать, как ему неуютно, неестественно, плохо, а это натолкнёт его на мысль о том, что что-то сделано им не так. (...)

Таким образом, Достоевский показывает, что, несмотря на то, что Раскольников — умственно сильный, волевой и привыкший контролировать себя человек, к тому же нравственно воспитанный, он не лишён противоречий. Чтобы убедить в этом читателя и героя, Достоевский до невероятности детализирует сюжет, особенно психологически насыщенные его эпизоды. Он наслаивает, нагромождает их, казалось бы, повторяет ради того, чтобы не упустить ни одной подробности, ни одной реакции героя и тем самым не ошибиться в оценке их значимости и их сути.

Асия Эсалнек

(Из работы «Основы литературоведения. Анализ романного текста»)

Размышляем, обсуждаем

ЧАСТИ ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЁРТАЯ

1. Что нового о мотивах преступления Родиона Раскольникова мы узнаём из прочитанных глав?

2. Расскажите, как происходит знакомство Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем. Как характеризует главного героя его поведение в этой сцене?

3. Раскройте смысл теории Раскольникова. К какому разряду людей, на ваш взгляд, причисляет себя главный герой? Выскажите своё отношение к этой теории.

4. Как относятся к теории Раскольникова Порфирий Петрович, Разумихин, автор? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

5. Найдите в тексте и прочитайте ответ Раскольникова на вопрос Порфирия Петровича о наказании за преступление.

6. Объясните, как понимаете мысли Раскольникова: «Я это должен был знать... О, ни за что... не прощу старушонке!». Значит ли это, что он разочаровался в своей теории? Аргументируйте ответ цитатами из текста.

7 Как вы понимаете такие мысли героя: «Принцип то я и убил, а переступитъ-то не переступил, на той стороне остался...»! Как характеризуют Раскольникова его сомнения и терзания?

8. Раскройте значение второго сна Раскольникова.

9. Зачем писатель сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Какое впечатление произвели на вас эти герои? Охарактеризуйте их, приведя примеры из текста.

10. Подумайте, почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «...между нами есть какая-то точка общая...». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

11. Почему Раскольников не желает видеть родных и идёт к Соне? Что так притягивает главного героя к ней? В чём сходство этих персонажей и различие между ними?

12. Раскройте смысл диалога между Соней и Раскольниковым. Прокомментируйте фразу главного героя: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился...».

13. Выразительно прочитайте сцену чтения Евангелия героями и раскройте её символическое значение.

14. Проследите по тексту, как ведёт себя герой во время второй встречи с Порфирием Петровичем. Как это характеризует Раскольникова?

15. Проанализируйте, с какой целью автор вводит в повествование образ «человека из-под земли».

В творческой лаборатории мастера

СМЫСЛ ТЕОРИИ РАСКОЛЬНИКОВА И ПРИЧИНЫ ЕЁ КРУШЕНИЯ

Уже с первых страниц романа «Преступление и наказание» главный герой его, студент Петербургского университета Родион Раскольников, погружён в болезненное состояние, порабощён философской идеей, допускающей «кровь по совести». Наблюдая русскую жизнь, размышляя над отечественной и мировой историей, Раскольников пришёл к мысли, что не только исторический прогресс, но и всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счёт кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах и крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что всё человечество от века подразделяется на две категории, на два разряда. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, — «твари дрожащие», и есть люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок, принятый большинством, — сильные мира сего». (...)

Поделив людей на две категории, Раскольников сталкивается с вопросом, к какому разряду людей принадлежит он сам: «...Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею...». Убийство старухи-процентщицы — это самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным человеком типа Наполеона? (...)

Но мотивировки поведения Раскольникова в романе постоянно раздваиваются, ибо сам герой, попавший в плен к бесчеловечной идее, лишается цельности. В нём живут и действуют два человека одновременно: одно раскольниковское «я» контролируется сознанием героя, а другое «я» в то же время совершает безотчётные душевные движения и поступки. Не случайно друг Раскольникова Разумихин говорит, что у Родиона «два противоположных характера поочерёдно сменяются». (...)

Герой, пришедший к разумному пониманию нелепости, бесчеловечности своей идеи, остаётся тем не менее у неё в плену. Вытесненная из сознания, она сохраняет власть над подсознанием раскольниковской души. Заметим, что герой идёт на преступление, потеряв всякий контроль над собой, как «орудие, действующее в руках чужой воли». (...)

Оказавшись во власти идеи, одержимый ею, Раскольников потерял в ходе преступления всякую ориентировку в хаосе «мелочей» и «случайностей». Он совершил убийство вслепую, и под «топор» его теории попала Лизавета, то самое беззащитное существо, ради счастья которого Раскольников допускал кровь по совести и убийство которого не входило в его расчёты. (...)

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь, эта «игра» иссушают, опустошают душу героя. (...)

Юрий Лебедев

(Из работы «Русская литература. Вторая половина XIX века»)

О НАКАЗАНИИ ГЕРОЯ В РОМАНЕ ДОСТОЕВСКОГО

Наказание, как и преступление, — не одномотивно. Оно многолико, многосоставно, оно — вне Раскольникова и внутри него. Чтобы разобраться в нём, вернёмся к той композиционной точке, которая знаменует его начало.

Сразу же после убийства, проснувшись в собственной каморке, Раскольников ощущает физический ужас от того, что он совершил. Лихорадка, остолбенение, тяжёлое забытье, ощущение, что он сходит с ума, — писатель не скупится на характеристику ненормального состояния, состояния явного нездоровья. Это наказание (страдание), которое сама природа неизбежно накладывает на того, кто восстаёт против неё, против живой жизни, какой бы малой и непроявленной она ни казалась.

Неизбежным оказывается и отчуждение, отчаянное одиночество даже в кругу самых близких, родных ему («мать и Дуня бросились к нему... Но он стоял, как мёртвый. Я не могу их обнять, — пронеслось, как молния, в его голове».) «О, если бы я был один», — восклицает герой-индивидуалист, всё же чувствующий ответственность перед сестрой, матерью, другом за собственные поступки, за их судьбу. Совершив тягчайший грех, Раскольников понимает, что «ножницами отрезал себя от людей», а ведь Человеку, существу общественному, невыносим полный разрыв с себе подобными. Это и было наказание Раскольникова, обусловленное социальной сущностью всякого человека.

Наказание тем особенно сурово и болезненно, что «теория», как мы помним, захватила и сердце Раскольникова (...).

На этом фоне возникает неверное, извращённое осмысление собственного поступка. (...) Раскольников принимает за слабость никчёмность своего Я, собственной личности, не справившейся с проверкой, экспериментом, не достойной Теории. «Убитъ-то я убил, а переступить - не переступил». Он мучается от того, что не выдержал своего преступления. Это — наказание, которое сам Раскольников накладывает на себя. По большому счёту оно ложно, искусственно, это те же греховные, с точки зрения автора-христианина, бесноватые страсти, а не истинные страдания...

Освобождение от них — подспудное, медленное — начинается тогда, когда Раскольников находит человека, способного до конца понять его, деятельным сочувствием, любовью облегчить страдания и отважиться на долгую, отчаянную борьбу за преодоление чужой «правды». По парадоксальной логике художественного мира Достоевского таким человеком становится Соня Мармеладова.

По Елене Чернышёвой

«ДВОЙНИКИ» РАСКОЛЬНИКОВА

Ненависть Раскольникова к Лужину и Свидригайлову, казалось бы, безусловно должна быть поставлена ему «во спасение». Но так ли уж и безусловно?

Недаром Свидригайлов говорит: «Между нами есть какая-то точка общая, а? Ну, не правду ли я сказал, что мы одного поля ягоды?» (...)

Неодолимая сила притяжения Раскольникова к Свидригайлову — это меньше всего страх перед тем, что тот узнал, подслушал тайну убийства. Сила эта возникла ещё до раскрытия тайны.

Свидригайлов «подслушал», «подглядел» помыслы Раскольникова, причём чуть ли не с первого мгновения их встречи и даже раньше. Пятидесятилетний, кажущийся уверенным в себе Свидригайлов приворожил юношу своей тайной — чайной сохранения «спокойной совести» и преступлении.

Свидригайлов — своего рода чёрт Раскольникова. (...) он возникает словно из бреда (Раскольникову только что спилась убитая и хохочущая над ним старуха). «Неужели это продолжение сна?» — вот его первая мысль. А потом вдруг Раскольников засомневался, что тот вообще был: «Мне подумалось... мне всё кажется... что это может быть и фантазия». (...) Раскольников своё узнаёт в Свидригайлове, а потому сильнее и ненавидит его, хотя (потому же) и тянется к нему.

Но не своё ли угадывает он ещё и в Лужине, который ведь в столичный город, кроме дел своих, тоже за «новеньким» приехал: «Я же рад встречать молодёжь: по ней узнаешь, что нового». И хотя Лужин маниакально служит «миллиону», а Раскольникову надо лишь «мысль разрешить», но «мысль» эта и «миллион» покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же — «слабенькие». (...)

И Лужин оказывается вдруг не врагом Раскольникова, а лишь его социальным соратником и соперником, пусть противным, бездарным, но таким, который самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя её сущность. Это-то больше всего и бесит Раскольникова. (...) Преступления раскольниковых позволяют лужиным выступать «столпами общества».

(...) Между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым, ненавидящими, боящимися и презирающими друг друга, — действительно есть «общая точка». Это — «возлюби прежде всего одного себя». Это — «я и сам хочу жить, а то лучше уж и не жить». Это — «всё позволено». Это — «арифметика», «кровь по совести», «приглашение к убийству». Вот какие они богачи.

Юрий Карякин

(Из работы «Достоевский и Апокалипсис»)

Размышляем, обсуждаем

ЧАСТИ ПЯТАЯ И ШЕСТАЯ

1. Расскажите, какие события предшествовали визиту Раскольникова к Соне.

2. Подумайте, почему для Раскольникова очень важно признаться Соне в совершении преступления. Проследите по тексту, как писатель показывает страдания главного героя перед его признанием.

3. Выразительно прочитайте сцену исповеди Раскольникова. Почему в своей исповеди он чаще говорит об убийстве Лизаветы, чем об убийстве процентщицы?

4. Как главный герой объясняет причины своего преступления? В объяснение Раскольникова писатель вводит ремарку: «Он говорил как будто заученное». Как вы её понимаете?

5 Прокомментируйте слова Раскольникова: «Я просто убил: для себя убил, для себя одного...». Можно ли убить «просто»?

6 Как Соня отнеслась к признанию Раскольникова? Почему она сочувствует главному герою и жалеет его? Значит ли это, что она принимает его «теорию»? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.

7 Расскажите, что случилось с Катериной Ивановной Мармеладовой. Проанализируйте значение этого образа для раскрытия идейного замысла романа.

8 Как образ Петербурга, созданный Достоевским, помогает осмыслить идею Раскольникова? Можно ли Петербург считать участником преступления? Аргументируйте свой ответ.

9 Обоснуйте, почему Раскольников наносит визит Свидригайлову. Что притягивает главного героя в Свидригайлове?

10. Что нового мы узнаём о Свидригайлове из его рассказа? Согласны ли вы с утверждением, что Свидригайлов — «тёмный двойник» Раскольникова? Аргументируйте свою позицию.

11. Подумайте, с какой целью автор подводит Свидригайлова к самоубийству. Найдите в тексте и прочитайте, как Раскольников воспринял это событие. Объясните такую реакцию главного Героя.

12. Для чего Раскольников опять приходит к Соне? Какие события предшествовали этому визиту?

13 Что повлияло на решение Раскольникова покаяться и явиться с повинной? Было ли признание в убийстве вызвано чистосердечным раскаянием? Обоснуйте свою мысль, опираясь на текст.

14. Объясните поведение героя на Сенной площади. Что понял Раскольников, увидев в толпе прятавшуюся от него Соню?

15. Проследите по тексту, какие поступки, мысли и слова героя, связанные с его признанием в убийстве перед Соней и в полицейском участке, дают надежду на нравственное перерождение героя.

В творческой лаборатории мастера

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

Соня и Раскольников — два полюса, но, как всякие два полюса, они не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению, к выходу. (...)

Жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, «вечная Сонечка, пока мир стоит», жертва, ужас которой тем бездоннее, что она бессмысленна, не нужна, ничего не меняет, не исправляет, — Так, как символ вечной жертвенности, понимает Соню Раскольников. (...)

И вот раскольниковскому бунту «гордого человека» во имя свободы противопоставил Достоевский постоянное и активное проявление подлинной, по его мысли, свободы. (...)

Ибо высокий смысл человеческого бытия для Сони (и для Достоевского, скажем тут же) — в великой силе сочувствия человека человеку, силе сострадания (...).

В нравственной стойкости и ненасытимом сострадании — весь смысл жизни Сони, её счастье, её радость. (...)

Соня склоняется перед великим смыслом бытия, пусть не всегда доступным её разуму, но всегда ощущаемым ею, отвергая — как заблуждение — претензию гордого раскольниковского ума на личный суд над законами мироздания (...).

В этой самоотдаче, в этом служении людям нет никаких границ и преград для полного проявления личности, обретающей тем самым истинную свободу.

Константин Тюнькин (Из работы «Бунт Родиона Раскольникова»)

ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО

История преступления и наказания Раскольникова происходит в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический город порождает самого фантастического героя. (...)

Устойчивое отношение Достоевского к Петербургу как к «самому умышленному городу в мире», как к «сочинённому», «самому фантастическому в мире», объясняется тем, что писатель считал Петербург «детищем» Петра I; по мысли Достоевского, Петербург ещё больше углубил пропасть между народом и интеллигенцией. (...)

В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют единое целое. Только в мрачном и таинственном Петербурге могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург здесь не просто место действия, не просто образ — Петербург участник преступления Раскольникова.

На протяжении всего романа лишь несколько кратких описаний города, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж, чтобы почувствовать «Петербург Достоевского».

Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург (с одной стороны, Сенная площадь — «отвратительный и грустный колорит картины»; с другой — Нева — «великолепная панорама»), и весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова — Петербурга. (...)

Мир, окружающий человека, всегда даётся как часть души этого человека, становится как бы внутренним пейзажем человеческой души, в немалой степени определяет человеческие поступки. В душе Раскольникова-убийцы так же «холодно, темно и сыро», как в Петербурге, и «дух немой и глухой» города звучит в Раскольникове как тоскливая песня одинокой шарманки.

Сергей Белов

(Из работы, «Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”: Комментарии»)

Узнаем о выдающейся личности

Вокруг имени этого незаурядного человека вот уже несколько десятилетий не стихают споры, его окружают и восторженные отклики поклонников его творчества, и острая критика оппонентов. Он — ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР, почётный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер «Золотой медали Пикассо», награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, лауреат многих премий — Илья Сергеевич Глазунов (род. в 1930 г.).

Неслучайно этого художника называют «Достоевским живописи», ведь Фёдор Михайлович — любимый писатель Ильи Глазунова, поскольку, как он считает, «никто ни до, ни после Достоевского не достигал такой силы глубины в анализе нравственной психологии человека».

Илья Глазунов создал целый цикл, посвящённый произведениям Фёдора Михайловича. «Когда я работал над образами Достоевского, мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова "иллюстрация”, трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев. В самой фактуре своих работ мне хотелось передать сумрачно-контрастную атмосферу духовного горения, борьбу света и мрака, которая, по моему глубокому убеждению, является стихией Достоевского», — подчёркивал художник.

Более подробно ознакомиться с творчеством Ильи Глазунова вы сможете, обратившись к материалам официального сайта художника: http://www.glazunov.ru/

Размышляем, обсуждаем

ЭПИЛОГ

1 Расскажите, о каких событиях, произошедших с героями романа, мы узнаём из эпилога.

2. Проанализируйте душевное состояние Раскольникова во время пребывания на каторге. Раскаивается ли он в содеянном? Меняется ли его отношение к совершённому преступлению? Если да, что становится тому причиной?

3. Проследите по тексту, как выражается авторская позиция по отношению к главному герою. Какова мера наказания, которую определил Раскольникову автор?

4. Известный литературовед Виктор Шкловский писал, что Достоевскому пришлось договаривать своё произведение, заканчивать его эпилогом. Объясните, как вы понимаете такую оценку учёного.

5. Подумайте, какие чувства вызывает у вас главный герой (осуждение, восхищение, раздражение, боль, сочувствие, сострадание, смешанные чувства). Свой ответ обоснуйте.

6. Прокомментируйте, как вы понимаете следующие строки романа: «...в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновлённого будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

7. Раскройте смысл финала романа.

В творческой лаборатории мастера

О ГЕРОЕ ДОСТОЕВСКОГО

В произведениях Ф.М. Достоевского появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев. (...)

(...) герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а прежде всего то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого.

(...) Обычное у Достоевского явление парных героев объясняется этою же его особенностью. Можно прямо сказать, что из каждого противоречия внутри одного человека Достоевский стремится сделать двух людей, чтобы драматизировать это противоречие и развернуть его экстенсивно. Эта особенность находит своё внешнее выражение и в пристрастии Достоевского к массовым сценам, в его стремлении сосредоточить в одном месте и в одно время, часто вопреки прагматическому правдоподобию, как можно больше лиц и как можно больше тем, то есть сосредоточить в одном миге возможно большее качественное многообразие. Отсюда же и стремление Достоевского следовать в романе драматическому принципу единства времени. Отсюда же катастрофическая быстрота действия, «вихревое движение», динамика Достоевского. Динамика и быстрота здесь (как, впрочем, и всюду) не торжество времени, а преодоление его, ибо быстрота — единственный способ преодолеть время во времени. (...)

Михаил Бахтин

(Из работы «Проблемы поэтики Достоевского»)

На заметку юным исследователям

Фёдор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творчестве использовал библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман «Преступление и наказание». Так, путь, который проходит главный герой произведения, обращает нас к образу первого на земле убийцы — Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником.

С образом Раскольникова связан также мотив смерти и воскресения. В тексте романа Соня совершившему преступление герою читает евангельскую притчу об умершем Лазаре, которого воскресил Иисус. Параллели между Раскольниковым и библейским Лазарем отмечали многие исследователи творчества Ф.М. Достоевского, ведь мотив смерти и воскресения нашёл своё отражение непосредственно в тексте произведения. Например, после совершения преступления главный герой становится своеобразным духовным мертвецом, лицо его мертвенно-бледное, он замыкается в себе, ему «все надоели смертельно», Разумихину он говорит о том, что «очень был бы рад умереть», он не может общаться с людьми, а квартира его похожа на гроб. И если к воскресению Лазаря причастны его сёстры, Марфа и Мария, которые приводят к брату Иисуса, то возрождению Раскольникова способствует Соня Мармеладова. Это она вселяет в его омертвевшее сердце любовь, что и приводит к его духовному воскресению.

Мы предлагаем вам проследить по тексту, как развивается этот евангельский мотив в романе Ф.М. Достоевского, какие ещё библейские темы и сюжеты были использованы в произведении. Обратите внимание, что это может стать интересной исследовательской работой, например, в системе Малой академии наук.

Из тайников искусства слова