Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

«Мертвые души»

1. В июне 1836 года, после провала «Ревизора» и злой травли в прессе, Гоголь уезжает за границу. Франция, Италия, «вечный город* Рим, который Гоголь называл «родиной своей души», принесут ему душевное равновесие и спокойствие. Здесь он будет работать над «большим сочинением», взяться за которое ему посоветовал Пушкин. Гоголь видит в этом свой долг перед погибшим поэтом, смерть которого он воспринял как свою личную утрату.

Темой этого произведения должна была стать известная обоим писателям скупка и залог умерших крепостных крестьян как живых. Пушкин обратил внимание Гоголя на большие возможности такого сюжета — в поисках мертвых душ «вместе с героем изъездить всю Россию*. Гоголь построит свое произведение как путешествие Чичикова, скупающего мертвые души. Труд над этим произведением, которое Гоголь назовет «Мертвые души», он рассматривал как величайшее дело своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!.. Еще восстанут на меня новые сословия и много русских господ!.. Судьба моя враждовать с моими земляками». После написания первых глав в 1835 году Гоголь прочитает их Пушкину, который, слушая, «сделался совершенно мрачен. Когда же чтение закончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия*. Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Задуманное Гоголем монументальное произведение в трех томах как «великая национальная поэма» писалось медленно. Второй том дважды уничтожался писателем. В этом сказался и тяжелый душевный кризис писателя и его изменившееся мировоззрение.

3. Гл. 1. «Гостиница... известного рода».

«Город не уступал другим губернским городам (описание города).

Гл. 7. «Присутственные места...»

«Дом полицеймейстера...»

Гл. 8. «Дамы города NN».

Гл. 9. «Белая каменная богадельня...»

«Деревянный одноэтажный дом серого цвета...»

Гл. 10. «В доме у полицейместера...»

Гл. 11. «Дома, стены, забор и улицы... шлагбаум... вот и город позади... »

4. Порядок появления помещиков имеет в поэме важное значение. На первый взгляд, от помещика к помещику усиливается тема духовной деградации: «каждый более мертв, чем предыдущий» (А. Белый). Очередной помещик оказывается отвратительнее предыдущего: «сладкий» мечтатель Манилов сменяется менее благообразными на вид «дубинноголовой» Коробочкой, безалаберным Ноздревым, злобным Собакевичем и, наконец, отвратительным Плюшкиным. Однако на более глубинном уровне гоголевского замысла символика порядка появления помещиков оказывается как раз противоположной. Наиболее «мертвым» можно считать Манилова. «От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор... У Манилова ничего не было». «Рыцарь пустоты» мало похож на человека, он скорее напоминает манекен.

Коробочка и Ноздрев — отрицательные герои, но это более живые характеры, чем Манилов. Изображая Собакевича, Гоголь даже привлекает положительные фольклорные образы (медведь, богатырь), образ Плюшкина можно назвать в какой-то степени трагическим (такому восприятию способствует жизнеописание героя и авторское отступление по поводу его жалкой судьбы, обращенное к юношеству). Гоголь намеревался «довести» этого героя до второго и третьего томов поэмы, где он мог бы, по замыслу писателя, как и главный герой Чичиков, духовно преобразиться и очиститься от пороков. Таким образом, первое впечатление, согласно которому каждый новый помещик «мертвее» предыдущего, оказывается обманчивым. На композиционном уровне глубоко верующий Гоголь как бы реализует важный христианский принцип — «последние станут первыми». Сам автор объяснял единый принцип строения первого тома поэмы так: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого...» Усиливаются минорные ноты, начинают преобладать темные, мрачные тона. Происходит это не потому, что каждый последующий герой хуже предыдущего, а потому, что каждый привносит в общую картину свою долю «пошлости». Именно эта общая мера пошлости и производит тягостное, гнетущее впечатление.

5. План построения изображения помещиков:

1) значимые имена и фамилии, содержащие в себе важные ассоциации;

2) портрет (первый — беглый, второй — подробный);

3) авторская характеристика с рассуждением о типичности данного героя для русской жизни, ассоциации с животными и с миром вещей;

4) описание имения, пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема или «зеркало» души героя;

5) интерьер, выписанный подробно, в деталях, отражающий характер героя, его духовную жизнь;

6) сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости);

7) сцена угощения и диалог с Чичиковым по поводу «мертвых душ», в которой раскрывается сущность характера помещика.

Смотрите:

1) Манилов — гл.1, 2;

2) Коробочка — гл. 3;

3) Ноздрев — гл. 4;

4) Собакевич — гл. 1, 5;

5) Плюшкин — 6 гл.;

6) общий рассказ о проданных помещиками «мертвых душах» — 7 гл.

6. Картина духовного обнищания и омертвения получила в поэме широту и масштабность благодаря изображению не только губернского города NN, где безраздельно властвует губернатор, чиновники и купцы, не только помещичьих усадеб, куда приезжает Чичиков в поисках мертвых душ, но и самой столицы с ее вельможами, министрами и генералами. В этом обширном социальном фоне поэмы, как в зеркале, отразилась вся омерзительная сущность дворянско-бюрократического строя России с его дикими полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: «Идея города — возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как это все возникло из безделья...» Губернский город, изображенный Гоголем, — это тоже царство «мертвых душ», праздности и внутреннего убожества. Губернские чиновники по существу ничем не отличаются от уездных, ранее нарисованных Гоголем в «Ревизоре». Подобно городничему, «чудотворец»-полицеймейстер «в лавки и гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую». Почтмейстер города ударился в чтение мистических книг; прокурор-«моргун», «с испугу умерший» от слухов, которые пошли по городу в связи с покупкой Чичиковым мертвых душ. Назначение нового генерал-губернатора напугало губернских чиновников и лишило рассудка, ибо в городе царит семейственность, продажность, произвол, невежество, пошлость, процветает взяточничество (чего стоит один Иван Антонович — «кувшинное рыло»!). Чиновникам губернского города нет никакого дела до народа, его нужд и запросов. Гоголь едко высмеивает пустоту жизни губернского «высшего общества», балы и вечеринки, вечную игру в карты, нелепые предположения о Чичикове, показывающие необычное убожество их мыслей. Сплетни, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов — вот жизнь губернских дам, над «этикетом и множеством приличий самых тонких» этого общества всласть издевается писатель. Вставная повесть о капитане Копейкине еще более расширяет художественный мир поэмы. Перенеся действие в Петербург и касаясь «высших сфер», Гоголь раскрывает беззаконие вышестоящих, их безразличие и равнодушие к бесправному «маленькому человеку» как характернейшие черты действительности. Никому из чиновников не приходит в голову помочь инвалиду, участнику войны 1812 года капитану Копейкину, его гоняют от чиновника к чиновнику, ничем не помогая. Роскошь жизни вельмож, их дворцы, обеды, прислуга, богатство, льющееся рекой, не имеют ничего общего с жизнью народа. Как и чиновники губернского города, столичные вельможи живут только для себя, чиновный Петербург глух к страданию простого человека.

7. Путь Чичиковых — это мошенничество, способное произвести капитал из ничего. Гоголь подробно расскажет о многих аферах Чичикова, носивших ярко выраженный криминальный характер. Одна из них лишила Чичикова прежде им накопленного капитала, и он решил заняться покупкой мертвых душ. Задуманное Чичиковым Гоголь назовет «вдохновеннейшей мыслью, какая когда-либо приходила в голову человеческую». И Гоголь, и подсказавший ему сюжет поэмы Пушкин были знакомы с неединичными фактами таких афер. В чем был смысл этой аферы? Чичиков покупал у помещиков умерших крестьян как живых. По «ревизским сказкам», т. е. по переписи, они числились как живые и помещик платил за владение каждым из них «подушную подать» государству. Покупая «мертвую душу» как живую, Чичиков становился владельцем этих, существующих только на бумаге крестьян. Чаще всего это ему ничего не стоило: помещики рады были избавиться от мертвых, продавая их Чичикову: теперь им не надо было платить за них подать. Чичиков намеревался, накупив их достаточное количество, заложить эти души в банке и получить денежную ссуду на каждого под видом необходимости их «переезда» к новому владельцу и обустройства на новом месте. Надо ли говорить, что ссуда могла быть очень большой...

8. Почти все персонажи поэмы так или иначе связаны с Павлом Ивановичем Чичиковым — главным героем поэмы. Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в этом господине его природные данные: практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение «постигнуть дух начальника», найти в душе каждого человека слабую струнку и умело воздействовать на нее в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полную неразборчивость в средствах и бессердечие. Главный герой обладает поразительной приспособляемостью к людям и обстоятельствам. «Все оказалось в нем, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах», — пишет Гоголь. Эти качества отличали Чичикова и ранее, но в полной мере они проявились во время покупки мертвых душ. «Непреодолимую силу характера», «расторопность», «проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека Чичиков пускает в ход, чтобы достичь желаемого. Широко применяя обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. «Приезжий показал в себе опытного светского человека», что прежде всего проявлялось в умении поддержать разговор на любую тему. Павел Иванович «знает прок» не только в «лошадином заводе», хороших собаках, бильярдной игре, «горячем вине», но и о «судейских проделках», «таможенных надсмотрщиках и чиновниках», и «о добродетели рассуждает... со слезами на глазах». Пытаясь понравиться женщинам, Чичиков использует целый ряд приемов, комплиментов и слов, «которые уже случалось ему произносить в иных разных местах...». Быстро разгадав человека (он — тонкий психолог!), он умеет по- особому подойти к каждому, тонко просчитав свои ходы и приспособив к характеру помещика манеру обращения и тон речи. Стоит только проследить, как держит себя и как говорит Чичиков с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным, чтобы убедиться в этом и поразиться неистощимому разнообразию «всех оттенков и тонкостей его обращения*. Эта внутренняя «многоликость» Чичикова подчеркивается и его неопределенной внешностью, и беспрестанно меняющимся выражением лица (так, отправляясь на бал к губернатору, он целый час проводит перед зеркалом, строя различные выражения лица и подбирая манеры, чтобы применить их на балу. «Пробовалось множество разных выражений (лица): то важное и степенное, то почтительное, но с некоторою улыбкою, то просто почтительное без улыбки...»). Так автор создает образ дельца, пускающего в ход все для осуществления своей основной цели.

9. В последней главе автор сообщит читателям биографию Чичикова, начав ее словами: «Нет, пора наконец припрячь подлеца. Итак, припряжем подлеца!» То, что Чичиков подлец, мы догадывались, но не знали. В последней главе вместе с писателем мы исследуем истоки формирования личности «подлеца», который очень рано в детстве понял, что нравственность только мешает достижению заветной цели — обогащению любой ценой. Полученное от отца наставление: «...А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете... Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой» — Чичиков на всю жизнь сделает своим главным жизненным принципом. Обстоятельно, шаг за шагом, от одного жизненного эпизода к другому исследует Гоголь формирование личности своего героя. Этот «рыцарь копейки» совершает все свои подвиги ради нее. Образ глубок и полон, все сказано о герое: думай, читатель!

10. В представлении Гоголя (по трактовке современных исследователей его творчества) Чичиков не до конца «мертв». Именно с образом Чичикова был связан замысел писателя — показать духовное воскресение и возрождение человека. На возможность такой трансформации указывает имя героя. Ревностный гонитель христиан иудей Савл впоследствии проникся духом христианского учения, сменил имя и стал апостолом Павлом. Возможно, подобная перемена должна была произойти и с Чичиковым. Биография Чичикова — это история падения души; но, если душа пала, есть возможность ее возрождения через покаяние. Писатель указывает на некоторые моменты, делающие это перерождение возможным:

1) Гоголь наделил героя внутренним «я», способностью к рефлексии, неким подобием душевной жизни: «Неприятно, смутно было у него на сердце, какая-то тягостная пустота оставалась там...»

2) Иногда внутренний голос Чичикова переходит в авторский или сливается с ним.

3) Чичиков способен переживать душевные порывы (герой, будто оглушенный, останавливается перед губернаторской дочкой).

4) Ему близко и понятно «емкое и меткое русское слово»; он умело владеет им.

Перерождение героя по замыслу автора должно было произойти во втором томе. Его история известна.

11. Жанр своего произведения Гоголь определил как поэму. В нем действительно взаимодействуют повествовательное (объективное) и лирическое (субъективное) начала. Эти планы отличаются по целям: задача повествовательной части — сатирическое изображение действительности; лирическая часть — голос автора, раскрывающий внутренний мир повествователя, отражающий его душевные переживания. Лирический план поэмы представляют лирические отступления. Среди них: и иронически-сатирические рассуждения о «толстых» и «тонких» представителях дворянства (первая глава), о «господах большой руки» и «средней руки»; и глубоко продуманное и с затаенной грустью высказанное мнение о типичности выведенных автором в его поэме помещиков; и проникнутые лиризмом воспоминания о юности (начало шестой главы); и страстный призыв к молодежи «забирать с собою все человеческое», чтобы быть человеком и в старости; и рассуждение о двух типах писателей и скрытых силах русского народа. С огромным лирическим подъемом говорит Гоголь в одиннадцатой главе о своей любви к родине, о своей вере в ее величественную судьбу. В романтическом образе Руси — «птицы-тройки» — великая убежденность писателя-патриота в том, что русский народ займет свое достойное место среди «других народов и государств».


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница