Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)

1. В жизни и становлении Н.В. Гоголя большую роль сыграли детские впечатления. Его родители очень любили сына и мечтали о его достойном будущем. Особенно значительную роль в его воспитании сыграл отец, человек довольно образованный, замечательный рассказчик, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. От отца Николай унаследовал эти таланты и проявил их в дальнейшей жизни. Но отец умер, когда сыну было всего 15 лет. Николай рано повзрослел, ему пришлось заботиться о материальном благополучии семьи: матери и четырех сестер. Гоголь нежно любил свою мать — добрую и нежную женщину, любящую сына и много сделавшую для воспитания его эстетических вкусов. Сформировали личность писателя и впечатления окружавшей его жизни: чудесная природа родной Малороссии, «панский» и крестьянский быт, удивительный фольклор, рассказы об истории рода Яновских... В этих впечатлениях — источник будущих «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Огромную роль в становлении будущего писателя сыграла Нежинская гимназия высших наук, в которую он поступил, получив вначале домашнее образование и закончив Полтавское уездное училище. В ней, как и в Царскосельском лицее, была группа молодых профессоров, энциклопедически образованных, приверженцев прогрессивных идей. Особенное влияние на гимназистов имел профессор естественного права Н. Белоусов, любимым учеником которого был Гоголь. Страстным увлечением Гоголя стал театр. Силами гимназистов готовились регулярные театральные представления. Гоголь был душой этого театра, ставил пьесы, писал декорации и блестяще играл, особенно комические роли.

Из гимназии Гоголь вынес горячую приверженность просветительским идеям, любовь к литературе и искусству и романтическую мечту о подвиге во имя человечества. Он уверовал, что судьба приготовила ему исключительную миссию спасения России. Под влиянием Н. Белоусова Гоголь решает реализовать свои мечты на поприще юстиции, мечтая «пресекать неправосудие». Для достижения этой цели он отправляется в Петербург.

2. Закончив Нежинскую гимназию летом 1828 года, Гоголь в декабре отправился в Петербург. Вместе с мечтой о гражданском подвиге Гоголь надеялся воплотить в столице и другую мечту — о литературной славе: он вез с собой написанную еще в гимназии романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен». Не имеющего ни денег, ни влиятельных знакомств молодого человека столица встретила очень неласково: он долго не мог найти службу, а устроившись писцом в одно из учреждений, он получает гроши; попытка поступить в актеры не удалась. Правда, удалось напечатать свою поэму под псевдонимом В. Алов, но она вызвала резко отрицательные отзывы в журналах, и молодой автор, скупив нераспроданные экземпляры, сжег их. Однако неудачи не сломили Гоголя. Он продолжает писать, направляя свои творческие искания на то, что хорошо знал — родную Украину, к которой русское общество проявляло тогда особый интерес как к земле, где крепостное право было введено лишь во второй половине XVIII века, где народ не утратил своего свободолюбия и черты рабской психологии еще не укоренились в человеке. Гоголь пишет матери о своем интересе к украинской теме и просит ее прислать ему народные сказки, песни, поверья, рисунки национального костюма, сообщать «об обычаях и нравах малороссиян ».

3. В течение 1830-1831 годов выходят анонимно несколько произведений Гоголя: «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», впоследствии вошедший в «Вечера на хуторе близ Диканьки», глава из исторического романа «Гетьман», отрывки из мало- российской повести «Страшный кабан». В это же время Гоголь сближается с видными представителями русской литературы — Плетневым, Жуковским, Дельвигом. В мае 1831 года происходит его знакомство с Пушкиным, который живо заинтересовался молодым писателем, угадав его необыкновенное дарование. С этого времени «ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета...» — скажет Гоголь позже. Он становится своим в литературных салонах. В сентябре 1831 года в свет вышла первая, а в марте 1832 года — вторая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», сразу поставивших Гоголя в ряд первых русских писателей. Повести сборника — это, как уверяет автор, сказки и были, рассказанные на украинском хуторе долгими вечерами несколькими бывалыми и помнящими старину сказочниками, главному из которых рудому (рыжему) пасечнику Панько Гоголь приписал авторство сборника. Поэтизация народной жизни, обращение к фольклору, мистике — все говорит о романтическом характере «Вечеров...». Но Гоголь освоил романтизм на необычной, малороссийской, тематике. Жизнь украинского народа, Диканька у Гоголя волшебно преображаются. Мир, в котором живут веселые, сильные и смелые люди, не боящиеся даже нечистой силы, фантастичен и возвышен. «Вечера...» были одобрительно встречены критикой и получили восторженный отзыв Пушкина.

4. В1835 году вышел из печати сборник «Арабески», куда вместе со статьями исторического содержания Гоголь включил повести «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Эти произведения, а также позднее опубликованные «Нос» и «Шинель» составили цикл так называемых «петербургских повестей», местом действия которых стала чиновничье-бюрократическая столица Российской империи.

Петербург Гоголя напоминает кошмарный сон. Жизнь человека в мире чиновников стоит дешевле, чем канцелярский документ. Здесь чин важнее, чем человек, деньги заменяют талант, а служебное положение — ум и добродетель. Повесть «Шинель» (1831), завершающая этот цикл, с поразительной глубиной и на какой-то высочайше-щемящей ноте раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным государством. Продолжая в ней тему бедного чиновника, Гоголь наполняет ее огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», — история жизни и гибели «маленького человека» под властью социальных обстоятельств. Чиновничье-бюрократический Петербург доводит героя до полного отупения. Весь смысл его существования заключился в переписывании нелепых казенных бумаг: иного ему не дано. Жизнь его ничем не просветлена и не согрета». Духовное его убожество, смиренность и робость выражаются в его запинающейся косноязыкой речи. Своего рода «озарение» «маленький человек» переживает в истории с шинелью: ее приобретение стало «идеальной целью жизни», согрело, наполнило его существование. Голодая, чтобы скопить деньги на ее пошив, он «зато питался духовно, неся в мыслях своих вечную идею будущей шинели». В этом предельном «заземлении» мечтаний Башмачкина выражается глубочайшая степень его социальной ущемленности. Но даже в этом забитом существе остается хоть что-то человеческое, неистребимое даже при самом жестоком социальном унижении — в этом прежде всего заключается величайший гуманизм Гоголя. Потеря шинели означала для него смерть, и он действительно заболевает и умирает. Сказав о нем «исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное», Гоголь неожиданно поднимет своего героя до мстителя, после смерти своей срывающего шинель «со значительного лица». Гоголь снова прибегает к фантастике, но она — условна, она призвана раскрыть протестующее бунтарское начало, таившееся даже в самом робком представителе «низшего класса» общества. С «Шинели» в русской литературе начнется тема «маленького человека», разработкой которой займутся многие писатели. Поэтому-то Ф. Достоевский скажет: «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”».

5. Любовь к театру началась у Гоголя в детстве: отец играл в любительских спектаклях, сам сочинял небольшие комедии. На подмостках появлялась и мать писателя. В Нежинской гимназии театр стал самым увлекательным занятием. После триумфа «Вечеров» Гоголь с увлечением берется за создание драматического произведения. Особый интерес он проявляет к комедии. Новаторство Гоголя-драматурга заключается в переносе на сцену комизма повседневной жизни. Рассматривая разные виды смеха, Гоголь развивает теорию «светлого», благородного смеха, который раскрывает «мелочи и пустоту жизни», рождается из осознания несоответствия идеалу. Первым драматическим опытом Гоголя стала незавершенная комедия «Владимир 3-й степени». По словам писателя, он «остановился, увидев, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит». Он избирает более «невинный» сюжет и пишет семейно-бытовую комедию «Женитьба» (1841), обратившись к изображению купеческой и чиновничьей среды. Однако в нем живет мечта об «общественной» комедии. Гоголь развивает «высокую» идею театра, его огромного значения в жизни общества. Мечтая словом «исправлять людские нравы», Гоголь именно театр считает своеобразной «кафедрой», с которой «можно много сказать миру добра». Гоголь резко выступал против развлекательного театра, против наводнивших сцену пустых водевилей и «душераздирательных мелодрам». От драматических произведений он требовал жизненной правды, глубокого современного национального содержания, типических характеров. Высокая цель воплотилась в самой известной его комедии «Ревизор» (1836). Выбор в качестве предмета изображения «повседневной обычной действительности» требовал новаторских художественных решений. Во многом следуя традициям создателей общественной комедии Фонвизина и Грибоедова, Гоголь находит новые изобразительные и выразительные средства: он убирает из комедии любовную интригу, завязывая действие не личной, а «общественною причиною». Вместо любовников, несговорчивых родителей на сцене появились живые характеры из повседневной жизни. Максимальное обобщение, яркая индивидуализация образов, концентрация пороков в отдельном человеке и в целом городе обусловлены задачей автора «собрать в кучу все дурное в России и разом высмеять всех».

6. Резкое неприятие «Ревизора», разгромные статьи после его постановки (автора называли олицетворением «юной России во всей ее наглости и цинизме») вынудили Гоголя покинуть Россию. С 1836 по 1849 год Гоголь постоянно странствует, что тревожило его друзей, которые считали, что русский писатель не должен надолго покидать родину, что он променял Россию ради благополучной чужбины. Гоголя обижали эти слова: «Ни одной строки я не мог посвятить чуждому». Поездки за границу были не просто путешествиями и знакомством с новыми достопримечательностями чужих стран. Дорогу Гоголь называл своим «единственным лекарством». К тому же, по его словам, хотелось «найти укромный уголок единственно для доставленья себе возможности работать». Даже долгожданный триумф, который ему устроили во время приезда на родину в 1839 году не остановила «вечного странника»: Германия, Швейцария, Италия периодически становятся его домом. В последние годы, уже после окончательного возвращения на родину, Николай Васильевич много путешествовал по России. Последним заграничным вояжем стала поездка в Иерусалим. Паломничество в Святую Землю Гоголь считал «важнейшим событием своей жизни».

7. Даже в поездке на Святую Землю Гоголь не получил ни прилива сил, ни освежения души. Он переживал жесточайший духовный кризис. Став свидетелем революционных потрясений в 1840-е годы, писатель отказался от многих своих убеждений, критически пересмотрел написанное. Он выдвинул идею нравственного усовершенствования личности через смирение, впал в глубокую религиозность. Резкая сатирическая и реалистическая направленность творчества исчезла. В 1842 году вышла книга «Выбранные места из переписки с друзьями», которая из-за «учительного» , проповеднического тона у многих вызвала неприятие. В это время он мечтает о поездке по России «от монастыря к монастырю», в 1850-1851 годах трижды посещает Оптину пустынь, где интенсивно общается со старцем Матвеем, мечтает о монастырской жизни, отказывается от литературного творчества. Смерть писателя, последовавшая 4 марта 1852 года, вызвала у Некрасова желание продолжить размышления Гоголя о двух типах писателей — «возвышенном», писавшем только о прекрасном и за это заслужившем у толпы «при жизни памятник», и «суровом», «дерзнувшем... вызвать наружу... всю страшную... тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Ему «нет пощады от судьбы* за то, что он «стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». «Тернистый путь» проходит этот писатель, проповедующий любовь «враждебным словом отрицания» (Н. Некрасов. «Блажен незлобивый поэт...»). Судьба Гоголя стала подтверждением некрасовских слов: цензурное ведомство после кончины писателя запретило публиковать о нем какие-либо материалы.