Русская литература. 9 класс : ответы на вопросы учебного пособия «Русская литература. 9 класс»

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

1. Многое в жизни великого русского драматурга Д.И. Фонвизина определялось влиянием на его жизнь и творчество известных людей того времени, среди которых был М.В. Ломоносов, директор театров Иван Елагин, глава русской дипломатии Н. И. Панин, князь Г. Потемкин и сама императрица Екатерина II.

Многие исследователи творчества Фонвизина указывали на символичность встречи Ломоносова и Фонвизина —двух «звезд» русского классицизма—одической поэзии и сатирической комедии, вдохновившей будущего драматурга на служение театру, в который он влюбился, увидев его в первый раз. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», — скажет он позднее. Эту любовь к театру поддержал директор театров Иван Елагин, увидевший в Фонвизине способности драматурга. Встреча Фонвизина с императрицей Екатериной II, которой он читал свою первую комедию «Бригадир», прославила молодого автора, потому что пьесу императрица похвалила, хотя сатирический талант автора вызвал у нее опасение. Одним из подлинных ценителей таланта Фонвизина стал граф Никита Иванович Панин, один из виднейших государственных деятелей своего времени, с которым драматург будет дружить почти 15 лет. Он станет при дворе «человеком Панина», будет его личным секретарем и другом. Поскольку императрица не любила Панина, человека умного, всегда имевшего свое мнение, ее неприязнь распространялась и на Фонвизина, мешая его продвижению по службе. Фонвизин запишет под диктовку Панина один из первых проектов российской конституции — «Рассуждение о непременных государственных законах », после смерти своего друга спрячет до обыска его архив, а позже напишет о нем в повести «Каллисфен », рассказав о том, что может сделать честный человек, находясь у власти. Дружба с Паниным во многом сформирует Фонвизина — писателя, общественного деятеля, обличителя нравственных пороков своего времени.

2. Утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» имеет самое прямое отношение к жизни и творчеству Д.И. Фонвизина. Заслужив славу хорошего переводчика, он в силу своей профессии занимался переводами не только литературных текстов, но и философских сочинений, политических и нравственных трактатов и выступлений, среди авторов которых были Цицерон, Вольтер и другие философы. Естественно, Фонвизин впитывает в себя многое из философского наследия: его интересуют проблемы общественного устройства, нравственного порядка в государстве, где бы человек мог проявить свои способности и занять достойное место в обществе, невзирая на титулы и звания. Эти мысли становятся его убеждениями и находят отражение в творчестве. Увиденное в светском обществе, прочитанное у философов, впитанное в общении с известными людьми своего времени сформирует у молодого писателя его гражданскую позицию: «Человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руке быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества». Поэтому в своих лучших произведениях Фонвизин выступает как яркий публицист, обличитель пороков своей эпохи. Без этого его комедии не были бы такими злободневными.

3. Вершиной литературного творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль», в которой наиболее ярко отразились взгляды и идеи писателя. Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особое внимание на политическое содержание комедии. Стародум — это воплощение нравственных истин, высшей справедливости и господства закона для каждого гражданина страны. В речах Стародума зрители услышали высказывания, которые отразили взгляды наиболее передовых и просвещенных людей того времени. Бытовая сторона жизни, существование Простаковых и Скотининых было подвергнуто обличению именно с точки зрения этих передовых людей. В историю литературы комедия вошла именно этими образами, обличающими человеческие пороки.

4. В своей комедии автор неукоснительно следовал правилу драматического триединства. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных. Первые должны формировать у зрителя представление о том, каким должен быть человек, и выступать в пьесе как живое воплощение добродетелей. Отрицательные герои — это воплощение человеческих пороков современного Фонвизину общества. Стародум — выразитель идей автора, герой, которого в комедии классицизма называют резонером.