Интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная) 9 класс. Л. А. Симакова

Василь Быков

«Альпийская Баллада»

История создания повести. В 1978 году в очерке «Однажды в самом конце войны» писатель рассказал о случайной фронтовой встрече, послужившей толчком к созданию повести.

Произошло это в австрийских Альпах, когда лейтенанту Быкову попалась на глаза черноволосая, щупленькая девушка в полосатой куртке, которая разыскивала какого-то Ивана. В ответ на расспросы она немного всплакнула и, перевирая русские и немецкие слова, густо пересыпанные итальянскими, поведала свою историю.

«Её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя, — писал Быков. — Год назад, летом сорок четвёртого, во время бомбёжки союзной авиацией расположенного в Австрии военного завода она бежала в Альпы. После блуждания по горам встретила русского военнопленного, тоже бежавшего из концлагеря, и они пошли вместе. Сначала он не хотел брать её с собой, так как пробирался на восток, ближе к фронту, она же хотела на родину, в Италию, откуда была вывезена после подавления восстания в Неаполе и брошена в немецкий концлагерь. Несколько дней они проблуждали в горах, голодные и раздетые, перешли заснеженный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает...»

Обратимся к тексту повести

1. Какие чувства и раздумья возникли у вас после прочтения повести «Альпийская баллада»?

2. Назовите эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление?

3. Сформулируйте проблемы, поднятые в повести. Какие из них вы хотели бы обсудить в классе?

Углубимся в текст повести

1. Впервые читатель встречается с главным героем, когда того преследуют эсэсовцы с собаками. Каким мы видим Ивана в схватке с псом-волкодавом? Почему ему удалось победить натасканную на беглецов немецкую овчарку?

2. Как ведёт себя Иван, повстречавшись с девушкой-беглянкой? Что удивило его в ней и «сбило с толку»? Какое было его первое решение относительно непрошенной попутчицы? Почему оно изменилось?

3. Опишите поведение девушки в сложной и опасной обстановке побега. Как она относится к своему случайному попутчику, чем помогает ему?

4. Как удалось Ивану и Джулии выбраться из «чудовищного комбината смерти»? Что побудило героя перед самым побегом совершить рискованный поступок, который мог стоить ему жизни? Как он характеризует Ивана? (Глава 4)

5. Спасаясь от эсэсовцев, беглецы стремились перейти главный хребет Альп, найти партизан — югославских или итальянских, встать в строй, взять

Спектакль «Альпийская баллада» (реж. С. Тимофеев, Омский драматический Лицейский театр, Россия)

в руки оружие. Это были мечта и план одновременно. В чужой стране, в холоде, голоде и страхе они преодолевали этот путь ценой неимоверных усилий. Какие чувства пришлось преодолевать им в себе, особенно Ивану, у которого этот побег был уже четвертым?

6. Обратившись к тексту, проследите, как постепенно, шаг за шагом, герои начинают доверять друг другу. Как и из чего рождается между ними взаимная симпатия, а затем и любовь? • ЗАДАНИЕ ГРУППОВОЕ

7. Герои В. Быкова чаще всего пребывают в пороговой ситуации — между жизнью и смертью, когда нужно делать выбор и брать ответственность не только за себя, но и за других. В повести «Альпийская баллада» всю полноту ответственности берет на себя Иван Терешка.

С помощью каких художественных приёмов автор передаёт напряжённое внутреннее состояние героя? Приведите примеры, обратившись к ключевым эпизодам повести (главы 7, 10, 12) • ЗАДАНИЕ ГРУППОВОЕ

8. О чём говорят герои друг с другом в пути? Какие вопросы их интересуют более всего и сближают (глава 11)?

9. Когда, после какого своего поступка Иван почувствовал, что Джулия стала для него «родным человеком», и «ощущение её молчаливой близости» наполнило его радостью (глава 13)?

10. Какой один и тот же тревожный сон всё время видел Иван? Что он символизировал? После какого события в его жизни этот сон перестал ему сниться? С какими душевными переменами в жизни героя это связано (главы 13—14)?

11. После суток опасного, полного смертельных неожиданностей и зимнего холода движения через горный перевал в Триест, к партизанам, когда Джулия совсем ослабла, и Ивану пришлось нести её на спине, герои, следуя тропе, неожиданно попали в зону лугов.

Какая картина открылась перед их взором? Найдите и прочитайте её описание вслух (глава 15)?

12. Опишите, какие чувства овладели героями. Почему они были не в силах противиться им? Как проводят герои свой самый счастливый день (главы 15—20)? Каким раздумьям предаются? О чём говорят, мечтают?

13. Какие художественные средства повести раскрывают перед читателем мысли, чувства, переживания героев? Приведите их примеры.

14. Почему безмятежность охватывает Ивана лишь ненадолго? Чьё близкое присутствие постоянно отравляет жизнь героев?

15. Как относятся эсэсовцы к беглому немецкому гефтлингу? Почему Иван жалеет его, понимая, что эта жалость может стоить жизни ему и Джулии?

16. Как ведёт себя, о чём думает каждый из героев, поняв, что в жизни остались считанные минуты (глава 24)? Как этот эпизод характеризует Ивана и Джулию?

17. Какое значение для понимания нравственного пафоса повести имеет письмо Джулии, данное «вместо эпилога»?

Для дискуссии

1. Было ли решение Ивана столкнуть Джулию в пропасть единственным выходом в создавшейся ситуации?

2. В одном из своих интервью писатель сказал, что красота вряд ли может спасти мир, что она сама нуждается в спасении. Удалось ли ему воплотить эту мысль в повести «Альпийская баллада»?

Для самостоятельной работы

1. Поразмышляйте, почему повесть В. Быкова имеет название «Альпийская баллада».

2. Создайте эссе «Три дня свободы и любви» по повести В. Быкова «Альпийская баллада».

Расширяем Культурный Кругозор

Повесть В. Быкова «Альпийская баллада» имела широкий культурный резонанс в искусстве. В 1965 году в Белоруссии вышел одноименный художественный фильм (реж. Б. Степанов), в 1967 г. белорусский композитор Евгений Глебов создал балет «Альпийская баллада». В Омском драматическом Лицейском театре (Россия) поставлен спектакль «Альпийская баллада» (реж. С. Тимофеев).

Чем привлекает это произведение представителей разных искусств? Почему оно актуально и в наши дни?