Учебные задачи:
• ввести в круг чтения сказки Дж. Харриса;
• учить сравнивать сказки зарубежных писателей и русские народные сказки;
• учить выделять и называть героев сказок;
• учить рассказывать сказочные истории.
Учебные умения:
• правильно называть сказку;
• соотносить заголовок с темой;
• сравнивать героев сказок;
• выполнять творческие задания.
Учебный материал: книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса», тексты отдельных историй (по выбору учителя).
Дж. Харрис
Сказки дядюшки Римуса
Перевод с английского и обработка М. Гршензона
Братец Лис и Братец Кролик1
Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.
Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.
И вот что услышала мама:
— Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.
— Ну его совсем, — сказал Лис.
И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь, вот он скачет по дороге — гладкий, толстый и жирный Кролик!
— Эй, там, погоди, Братец Кролик! — сказал Лис.
— Некогда мне, Братец Лис.
— Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.
— Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох! — так сказал Кролик.
— Я видел вчера Братца Медведя, — сказал Лис. — Он такую мне трепку задал за то, что мы с тобой все не ладим. «Вы, говорит, соседи, должны жить дружно». Я обещал ему, что потолкую с тобой.
Тут Кролик поскреб лапкой за ухом — вроде как от радости, встал и говорит:
— Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да женушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.
— Я с удовольствием, — сказал Лис.
— Ну, я буду ждать, — сказал Кролик.
Домой пришел Братец Кролик грустный-грустный.
— Что с тобой, муженек? — спрашивает Матушка Крольчиха. 1
1 Текст сказки дается в дополнение к предложенному в учебной хрестоматии.
— Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, — говорит Кролик. — Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.
На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранехонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.
Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:
— Ой, мама! Ма! Братец Лис идет!
Тогда Кролик — живо детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой — у дверей: ждут Братца Лиса.
Ждут они, ждут — не идет Лис.
Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит — из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:
Если миску уронить —
Разобьется миска.
Если близко лисий хвост —
Значит, близко Лиска.
Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:
— Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришел к нему на обед.
Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит — стонет кто-то. В дверь заглянул и видит — сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый.
Глянул Кролик по сторонам — нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.
— Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис? — говорит Кролик.
— Да, Братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая! — говорит Лис.
Тут Кролик разгладил усы и сказал:
— Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.
Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждет Лиса.
Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло — и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:
— Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенек укроп. Бери скорей, пока не увял!
Так он крикнул и поскакал дальше. А Лис его не поймал.
Комментарии к уроку
1. Слушание, беседа:
— Кто рассказывает эту сказку?
— Что можно сказать о героях сказки? Какие они: злые, добрые, забавные?
— Какими вы их представляете? Расскажите.
2. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
3. Творческая работа: придумать историю с Братцем Кроликом и Братцем Лисом и нарисовать иллюстрацию.
4. Работа по рубрике «Книжная полка».
5. Рекомендации: найти и рассмотреть книгу Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса»; прочитать одну историю.
На заметку учителю. Джоэль Чендлер Харрис (1848—1908) — известный американский писатель. Родился в штате Джорджия на юге страны. Он изучал фольклор североамериканских негров. В 1881 году вышла книга Харриса «Дядюшка Римус, его песни и поговорки. Фольклор старой плантации». А за ней — новые книги: «Вечера с дядюшкой Римусом», «Мистер Кролик дома» «Дядюшка Римус и Братец Кролик». Позже эти забавные истории были собраны в одной книге «Сказки дядюшки Римуса», которая знакома читателям и в нашей стране.