Предуведомление1
Не тщеславие, и не иныя какия намерения побудили меня написать сию историю моей жизни; в ней нет никаких чрезвычайных и таких достопа мятных и важных происшествий, которыя бы достойны были переданы быть свету, а следующее обстоятельство было тому причиною.
Мне во всю жизнь мою досадно было, что предки мои были так нерадивы, что не оставили после себя ни малейших письменных о себе известий, и чрез то лишили нас, потомков своих, того приятнаго удовольствия, чтоб иметь о них, и о том, как они жили, и что с ними в жизни их случалось и происходило, хотя некоторое небольшое сведение и понятие. Я тысячу раз сожалел о том и дорого бы заплатил за каждый лоскуток
1В тексте сохранены некоторые особенности правописания того времени.
бумажки с таковыми известиями. Я винил предков моих за таковое небрежение, и сам рассудил употребить некоторые праздные и от прочих дел остающиеся часы на описание всего того, что случилось со мною во всё время продолжения моей жизни...
История моих предков и первейших лет моей жизни
Письмо 1-е
Любезный приятель!
Наконец решился предпринять тот труд, который давно уже был у меня на уме, а именно, сочинить историю моей жизни, или описать всё то, что случилось со мною во всё течение моей жизни.
...Расскажу я теперь один случай и происшествие со мною, бывшее около сего времени1.
Однажды, обучая меня арифметике, вздумалось учителю моему мне сказать, что в последующий за тем день задаст он мне такую задачу, над которою я довольно посижу и едва ли сделать буду в состоянии. Я каков ни мал был, но арифметика была мне довольно знакома, и тронуло сие моё честолюбие, я любопытен был узнать, что за такая мудрёная была та задача, о которой он с превеликою надменностию о своём знании говорил, и почему б такому сомневался он, что я её не сделаю. Побуждаем сим любопытством, просил я его, чтоб он мне сказал существо задачи, и по несчастию моему он сие и исполнил.
Задача в самом деле была для меня новая и такая, какой я до того времени не делывал, а именно касающаяся до стада гусей и повстречавшегося с ним одного гуся.
1Время, о котором идёт речь, - 1747 год, Андрею 9 лет.
Не успел я услышать и узнать, в чём состояла задача, как не хотя поставить себя в стыде, начал я ещё тогда же мысленно доискиваться, какому ж числу надлежало быть, если положив оное ещё раз да половину, да четверть того числа, да ещё одного гуся, пришлось бы ровно сто. И как любопытство, так и желание до того добраться было так велико, что я, легши спать, до полуночи не спал, а всё думал, и прежде не уснул, покуда не добрался, что число гусей было 36. Сей случай был первый, при котором разум мой оказал свою способность и принуждён был действовать собою. Я несказанно обрадовался, добравшись до желаемого, и заснул в мечтательных воображениях от удивления и удовольствия, какое будет иметь мой учитель при скором моём решении его задачи, и с нетерпеливостию дожидался до того времени, как мне (оная задана будет. Сколь я ни мал был, но рассудил, что дурно будет, если сделаю я её слишком скоро, а потому и положил притвориться и наперёд минуту- другую цифров пописать, а потом уже сделать, что и исполнил я в самой точности.
Но что ж воспоследовало и сколь много обманулся я в моём чаянии1 и ожидании и сколь худо заплачено было за моё усердие и труды. Не успел я известное мне число на доске написать и задачу сделать, как вместо всех ожидаемых за то похвал учитель мой вздурился. Обстоятельство, что он в ожидании своём обманулся и ему не удалось меня помучить, так его взбесило, что напал на меня как лютый зверь и насильно потребовал, чтоб я признался, что я у него число сие подсмотрел. Я, ведая его бешеный нрав, вострепетал, сие увидев. Я клялся ему небом и землёю и призывал всех святых в свидетели, что целую почти ночь не спал и доискался сам; но все мои клятвы и уверения были тщетны, он и слышать того не хотел, чтоб сие возможное было дело, и я принуждён был вытерпеть от него целую пытку. Вот какого имел я учителя.
1Чаяние - надежда, ожидание.
1. Перечитайте начало книги — «Предуведомление». Почему автор придаёт такое большое значение автобиографическим произведениям?
2. Подумайте, какое значение для нас сегодня имеют воспоминания людей, живших много лет и даже столетий назад.