Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Николай Новиков (1744-1818)

Статьи из журнала «ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА»1

Молодой путешественник

Молодой Скоробег захотел путешествовать и отправился со своим гофмейстером2 в чужие края. Но как скоро приезжали они в какое-нибудь место, то он спрашивал: «Куда же мы ещё поедем?», и никогда не хотел осматривать достопамятностей в тех городах, в которых они останавливались, но всегда нетерпеливо желал видеть новые места. Гофмейстер просил его пребывать по нескольку времени во всяком городе для того, что, переезжая только из одного места в другое, не получил бы он никакой пользы от своего путешествия. Но тщетно; он не мог его никоим образом уговорить.

Что же последовало? Скоробег, возвратившись домой, не знал ничего о тех местах, чрез которые проезжал, кроме их имени. Тогда-то усмотрел он свою глупость и снова должен был начать путешествовать.

1Во всех статьях сохранена авторская пунктуация.

2Гофмейстер - один из придворных чинов.

То же случается с детьми, которые не хотят замечать того, что учитель с ними проходит, не всегда спрашивают о том, что следует, и, таким образом, наконец, ничему не выучиваются. Кто хочет основательно чему-нибудь научиться, тот должен прилежно замечать всё, что ему говорят или что он читает, и не спешить к концу какой-нибудь книги, не выразумевши начала.

Начало только трудно

Маленький Фёдор весьма не любил рано вставать. Хотя он и усматривал, сколько теряет он времени, просыпая долго, и хотя часто принимал намерение отстать от худой своей привычки, однако ему никогда не удавалось исполнить сиее намеерение для того, что он не имел довольно бодрости, чтобы одолеть отвращение от раннего вставания.

Однажды летом случилось ему проснуться в пять часов поутру. Вспомнив своё намерение, подумал он, что ему необходимо надобно когда-нибудь начать исполнять его, вскочил поскорее с постели и оделся. Одеваясь, приходил он в исступлеение опять лечь и заснуть, однако ж он принудил себя и, одевшись совсем, принялся за свой урок.

Он приметил с удовольствием, что тогда выучил урок гораздо легче и скорее, нежели прежде выучивал.

Во весь тот день учитель его был им весьма доволен и поступил с ним ласково. Сам он также был весел и спокоен; ему казалось, что он начал новую жизнь.

— Мне стоило небольшого только принуждения встать сегодня рано, — так рассуждал он сам с собой, — и это принесло мне столько удовольствия. Не глуп ли бы я был, если бы не стал стараться всякий день рано вставать?

Он исполнил своё намерение. День ото дня становилось это для него легче и, наконец, сделалось привычкою, так что не мог уже спать долго, хотя бы и желал.

Равным образом и всё, что сперва кажется нам очень трудно, наконец может сделаться привычкой. Надобно только сначала принудить себя раза два; потом уже будет оно гораздо легче, а напоследок и приятным сделается.

Крестьянское состояние

Памфил, старый крестьянин, имел нужду до Феденькина отца. Пришеедши в его дом, встретился он с Феденькою, который спросил у него, зачем он пришёл. Памфил отвечал ему, что он имеет нужду поговорить с его отцом. Феденька пошёл наперёд к отцу и сказал ему об этом.

«Для чего же ты тотчас не впустил его ко мне?» — спросил отец.

«И! Батюшка, — отвечал Феденька, — он простой мужик».

Отец не заставил старого Памфила долго ждать, позвал его тотчас к себе, обошёлся с ним ласково и переговорил, о чём надобно было; после чего крестьянин ушёл домой.

Когда сели обедать, то отец приказал подать себе хлеб и разделил его так, что Феденьке ничего не досталось.

«Батюшка, у меня хлеба нет», — сказал Феденька.

Отец. «Ты должен сегодня без хлеба обедать».

Феденька. «А для чего?»

Отец. «У нас не осталось уже хлеба. Старый Памфил не привёз муки, и для того хлеба испечь было не из чего».

Феденька. «Разве мы от старого Памфила хлеб получаем?»

Отец. «Конечно. Кто же пашет землю, сеет, жнёт и молотит рожь, из которой мы хлеб делаем?»

Феденька. «Это всё крестьяне делают?»

Отец. «Ну, если бы крестьяне не захотели этого делать, что бы с нами тогда было? Нам надобно бы было самим приняться за их работу или терпеть голод. Добрые эти люди живут в бедности и отправляют тяжкую работу для того, чтобы мы спокойно питались их трудами».

Феденька. «Ах! Батюшка, я поступил сегодня со старым Памфилом очень презрительно, простите меня в этом».

Отец. «Я хотел только показать тебе, сколь дурно ты поступил. Кто презирает крестьянина, тот недостоин питаться хлебом. Но мне очень приятно, что ты одумался, я дам теперь и тебе хлеба».

После обеда отец взял Феденьку с собой на поле. Это было во время жатвы. Феденька с удивлением смотрел на жнецов, которые работали на солнечном жару и были притом веселы, хотя работа их была очень трудна.

Увидевши старого Памфила, подбежал он к нему, взял его за руку и говорил ему: «Прости меня, друг мой, в том, что я сегодня дурно с тобой поступил».

«Для меня всё равно, как бы ты со мной ни поступил, — отвечал старик, — но для тебя же лучше, что ты стал поумнее».

Отец часто показывал Феденьке крестьянские труды. Он узнал, сколь полезны сии люди, и научился уважать их состояние.

1. «Детское чтение для сердца и разума» — первый русский журнал специально для детей. Николай Иванович Новиков помещал в нём статьи двух видов: для «воспитания сердца», то есть нравоучительные, и для «обогащения ума», где были сведения по истории, географии и другим наукам. Вы прочитали несколько нравоучительных статей. Обратите внимание, как они построены, чем обычно заканчиваются.

2. Ребята, возможно, эти рассказы (тогда их называли «статьи») показались вам очень наивными, простенькими, даже смешными. Но не забывайте: это первая попытка воспитывать детей с помощью литературы. Вы поняли, что хотел объяснить детям писатель, чему хотел научить?

3. Встречали ли вы в современной детской литературе нравоучительные произведения (то есть такие, которые воспитывают, дают советы, объясняют человеческие поступки, поведение)? Вспомните, например, рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки» или «Тайное становится явным» Виктора Драгунского. В определённом смысле эти рассказы нравоучительные. Но чем они отличаются от статей Новикова?