Литературное чтение. 4 класс. Часть 1

Александра Ишимова (1804-1881)

Из книги

«ИСТОРИЯ РОССИИ В РАССКАЗАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

СЛАВЯНЕ

До 862 года христианского летоисчисления

Милые дети! Вы любите слушать чудные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас ещё приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам её о делах ваших предков.

В старину в отечестве вашем, России, не было таких прекрасных городов, как наш Петербург и Москва. На тех местах, где вы любуетесь теперь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда видны были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки. Местами были и города, но вовсе не такие обширные, как в наше время: в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли славянами. Какое прекрасное имя, не правда ли, милые дети? Верно, и самые маленькие из вас понимают, что значит слава? Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

Они были так честны, что в обещаниях своих вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» И всегда исполняли обещанное; так храбры, что и отдалённые народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблён. Жаль только того, что они не знали истинного Бога и молились не ему, но разным идолам. Идол значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена; у северных, или новгородских, славян не было и государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали начальником своим того, кто более всего отличался на войне. Поэтому вы видите, как они любили войну и всё соединённое с нею. На поле, где сражались они и потом торжествовали победу или славную смерть погибших товарищей, можно было всего лучше видеть истинный характер славян.

Жаль, что до нас не дошли песни, которые обыкновенно пелись в это время певцами их. Мы так хорошо узнали бы тогда самих их, потому что в песнях народных выражается народ.

Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиною и большого зла для неё. Вы слышали уже, милые читатели, что, не имея государей, славяне почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне; а как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия. А ведь вы знаете, как несносны ссоры? И вам в ваших маленьких делах, верно, случалось уже испытать, какие неприятные следствия имеют они, и какая разница в чувствах, в положении вашем, когда все окружающие вас довольны вами, а вы — ими.

И славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и даже они переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать; наконец придумали средство привести всё в порядок. На берегах Балтийского моря — стало быть, не очень далеко от отечества

нашего — жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе — норманнов.

Эти варяги-русь почитались от соседей народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях; были и законы, по которым эти государи управляли ими, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян, правда, это случалось только тогда, когда они нападали на них во время споров и несогласий их.

Вот старики славянские, видя счастие варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу просить у него князей управлять ими. После сказали варяжским князьям так: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

1. Сравните отрывок из «Повести временных лет» — «Расселение славян» — с прочитанной вами главой из книги А.О. Ишимовой. Писательница, по сути дела, пересказывает исторические события для детей. То же самое сделал в наше время академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В чём особенности рассказа Ишимовой? Как автор пытается сделать исторические сведения доступными и интересными детям?

2. Перечитайте внимательно текст. Что нового вы узнали о наших далёких предках — славянах?

3. Как удаётся писательнице выразить в рассказе своё отношение к событиям, к людям, о которых она рассказывает?

Ребята, вы многое узнали о «сказочниках» XIX века —

А. Пушкине, В. Жуковском, А. Погорельском, В. Дале. В 20—30-е годы XIX века было написано много авторских сказок и складывался этот жанр — русская литературная сказка. Но картина будет неполной, если мы не назовём ещё двух писателей, хорошо вам известных. Это Пётр Ершов и Владимир Одоевский.

Владимир Фёдорович Одоевский (1803—1869) известен как автор замечательных детских сказок «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке», которые были опубликованы в сборнике «Сказки дедушки Иринея». Весёлые и грустные, поучительные и немного волшебные сказки дедушки Иринея показывают, как жили и поступали дети в прошлом веке.

Одоевский писал и для взрослых. Мало кто знает, что он — автор первого в истории русской литературы научно-фантастического романа «4338 год. Петербургские письма». Одоевский был не только писателем, но и педагогом, музыкальным критиком, служил заместителем директора Императорской публичной библиотеки в Петербурге.

Пётр Павлович Ершов (1815—1869) — тоже человек очень талантливый, с удивительной судьбой. Когда Петру Ершову было 18 лет, он, студент Петербургского университета, сочинил сказку в стихах и показал её профессору П.А. Плетнёву, у которого слушал лекции по русской словесности. Сказка так понравилась Плетнёву, что он прочитал её вслух студентам вместо очередной лекции. Называлась сказка «Конёк-Горбунок». Она была напечатана в 1 834 году, пользовалась огромным успехом и у детей, и у взрослых, понравилась Пушкину и Жуковскому, признанным мастерам литературной сказки. Потом, позже, Ершов написал другие произведения, но сказка «Конёк-Горбунок» была лучшим из всего, что он создал.

1. С какими детскими писателями вы познакомились во время четвёртого и пятого путешествий наших героев? Назовите их произведения.

2. Расскажите об одном из писателей по вашему выбору.

3. Какие жанры детской литературы развиваются в первые три десятилетия XIX века?