Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 22

«ВЕК НЫНЕШНИЙ И ВЕК МИНУВШИЙ...»

(анализ II действия)

Цели: познакомить со II действием комедии; продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Учитель. Продолжая знакомство с бессмертной комедией Грибоедова, обращаемся ко II действию.

— Вспомните, чем закончилось I действие? (Ответ ученика.)

А теперь послушаем знаменитый монолог Фамусова (д. II, явл. 1).

1) Выразительное чтение монолога подготовленным учеником.

2) Беседа по прочитанному.

— Каково настроение Фамусова в начале монолога? Чем он обеспокоен? (Столько дел!»)

— Как меняется его настроение к концу речи? Что успокаивает героя? (Воспоминания о прежней жизни, Кузьме Петровиче.)

— Какие приемы использует автор для создания комической ситуации?

3) Беседа по 2-му явлению.

Диалог Чацкого и Фамусова.

— Кто является инициатором спора?

— Это люди одной эпохи или разных?

— Что важно для «века минувшего»? Зачитайте.

— А что важно для Чацкого? Зачитайте.

— Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении? (Чацкий в пылу горячности углубляется в свои размышления, философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: «Ах! Боже мой! он карбонари!», «Опасный человек!» «Да он властей не признает!» и т. п. Возникает комическая ситуация, получившая название gwi pro gwi — «кто про что».)

— В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб. Проследите по тексту, о чем говорит Скалозуб, какие слова употребляет в речи. Каковы его взгляды на жизнь, на карьеру?

К какому поколению (по возрасту) принадлежит полковник? (Ближе к поколению Чацкого). А по мировоззрению?

— Итак, после «оды» Фамусова старой Москве (с. 114) идет возмущенный, полный гнева монолог Чацкого «А судьи кто?» (с. 119). Прочитайте его. Чем вызван этот протест?

— Почему Чацкий говорит о «душевной нищете» поколения Фамусовых?

— Что понял Скалозуб из монолога Чацкого?

2. Практическая работа.

— С 7-го по 14-е явление развивается любовная тема. Получается не один, а целых три любовных треугольника. Какие?

Изобразим их графически.

— Понимает ли наконец Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

III. Итог урока.

Вывод. Во II действии начинает развиваться общественный конфликт и усложняется любовная линия пьесы. Мы с вами определили содержание этих конфликтов.

Домашнее задание: прочитать III действие; выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова; продолжить заполнение таблицы.