Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 23

«БЕЗУМНЫЙ ПО ВСЕМУ...»

(анализ III действия)

Цели: проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть трех отрывков (монологов): монолог Чацкого «А судьи кто?», монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновой...».

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Беседа по прочитанному.

— Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? («Пусть я посватаюсь...».)

— В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи).

Как встречает его Софья?

— Что отталкивает ее от Чацкого?

— В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте. Каких достоинств он не находит в нем?

Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин — «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

— Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

— Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I, явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. II, явл. 2), предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова — лицемерие, сентиментальность, ханжество — приближают героиню к «веку минувшему».).

— Проследив диалог Чацкого и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

— Каким видится вам Молчалин? (Молчалин — «деловой», по выражению Фамусова, человек, человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

— С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?

— Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, — опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

— Появляются Тугоуховские. Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

— Что представляет собой «графиня внучка» Хрюмина?

— Какой рисует автор свояченицу Фамусова Хлестову?

— С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это нарочно?

— Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?

— Почему все подхватывают сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой — его поведение расценивается как социальное безумие.)

— Где, по-вашему, кульминационный момент произведения? (Столкновение Чацкого с «больным» обществом. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России... — с. 122—123 учебника.)

— В чем вы видите комизм ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм — никто, оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На Хрюминых?..)

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подумать над вопросом: «Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;

2) обратить внимание на язык персонажей;

3) выписать из текста 10 крылатых выражений;

4) индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».

Для подготовки доклада учащегося можно рекомендовать книгу: Кудряшов О. Л. Театр А. С. Грибоедова. — М., 1983.