Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 30

«ПЕВЕЦ ЛЮБВИ, ПЕВЕЦ СВОЕЙ ПЕЧАЛИ» (ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА)

(урок развития речи)

Цели: познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина; обучать выразительному чтению.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

1. Лирика А. С. Пушкина удивительно богата содержанием, и чтобы раскрыть это богатство, надо назвать основные ее темы (такое тематическое деление, разумеется, условно):

1) Патриотическая лирика:

— любовь к родной природе;

— гордость героическим прошлым русского народа;

— чувство национальной гордости.

2) Вольнолюбивая лирика Пушкина:

— разоблачение самодержавия и крепостного права;

— призыв современников к борьбе за свободу народа;

— воспевание борцов за свободу народа.

3) Интимная лирика:

а) дружба:

— дружба как прочный братский союз;

— дружба как союз единомышленников;

— дружба-вражда;

б) любовь:

— любовь как чувство идеальное, возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления (любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью);

— любовь как мимолетное влечение;

— гуманизм как основа любви;

— любовь и чувства, неразрывно связанные с ней: радость, грусть, печаль, ревность.

4) Пушкин о поэте и поэзии:

— поэзия и действительность;

— назначение поэзии;

— поэт и народ;

— поэт и толпа;

— положение поэта в современной Пушкину России;

— оценка собственной поэзии.

2. Поэзия Пушкина — «союз волшебных звуков, чувств и дум»:

1) высоким вольнолюбивым мыслям поэт нашел выражение в стиле ораторской призывной речи;

2) интимные чувства любви и дружбы раскрыл в пленительных напевных звуках;

3) патриотическое чувство национальной гордости воплотил в звуках, разящих врага «как удар меча»;

4) картины родной природы Пушкин опоэтизировал словами, точно передающими ее краски, запахи и звуки;

5) философские размышления о добре и эле, о жизни и смерти, о поэте и бессмертии поэтического дела передал в выражениях удивительной простоты и краткости.

3. Взглянем на мир глазами Пушкина — его сердцем и мыслью...

А что такое «поэзия мысли»?

Конечно же, поэзия это по преимуществу «память сердца»... Какие пушкинские строки слышатся вам за этой формулой?

1) Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».

— Ваши впечатления от пушкинских строк? В чем тайны пленительности стихотворения, в котором мы словно уже слышим романс Глинки?

— Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание, в инструментовку пушкинских строк, в их мелодию.

Тайна звуков у Пушкина — гласных и даже согласных.

— Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы (мгновенье — вдохновенье — упоенье; безнадежный — нежный — мятежный; ты — красоты — мечты — черты,) и даже повтор строк? Случайно ли это? И почему поэт избрал для повтора именно эти слова?

2) Останьтесь наедине с пушкинским признанием, перечитайте его.

Самостоятельное чтение учащимися стихотворения про себя.

— Ваши новые открытия?

— Как построено стихотворение? Сравните начальную и заключительную строфы, соотнесите их со стихотворением в целом.

— Остались ли в вашей памяти слова, из которых соткано «чудное мгновенье», образ любимой? В чем их тайна?

— Наконец, сюжет пушкинского стихотворения: ведь в нем жизнь поэта, его судьба (лирическая автобиография).

— Кому оно посвящено, кто его адресат?

3) Сообщение учащегося об А. П. Керн (домашнее задание).

II. Чтение и анализ стихотворений «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...».

1. Слово учителя.

Пушкин был человеком, жизнь которого, прошла среди женщин. Однако любовную лирику его не следует 5ассматривать как поэтический аналог «донжуанского списка». В шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил...» или «На холмах Грузии...», искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «печаль моя полна тобою, / Тобой, одной тобой...».

2. Чтение стихотворения «На холмах Грузии...».

— Всего 8 (!) строк. Почему оно так кратко?

— Что поразило вас в этом пушкинском шедевре? Сопоставьте его с предыдущим («Я помню чудное мгновенье...»).

3. Чтение стихотворения «Я вас любил...».

Сколько раз произносили человеческие уста эти простые слова:

«Я вас любил...», но только в пушкинских строках они стали высочайшей и трепетной поэзией. Почему? Да и все стихотворение соткано из самых обыкновенных слов; как они преображаются в строках поэта?

Вернемся к начальным словам, к времени глагола: «Я вас любил...». Ведь это прощание не только с любимой, но и с любовью, с недавним чувством.

— Вы поверили в это? В чем тайна пушкинского «расставания» с любимой?

— Сравните «Я вас любил...» с предыдущей страницей Пушкина. (Как тонко, деликатно подчеркивает Пушкин силу прошедшей любви! В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь; относясь к ней бережно, с теплотой, он желает, чтобы «другой» любил ее так же искренно и нежно, как он.)

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадона».

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.

1830 год. И вот его «Мадона»!

Чтение стихотворения учащимися.

— Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (предлагаются репродукции женских портретов художников Возрождения).

— В чем совершенство поэтической формы «Мадоны»? Что поразило вас в ее строфах?

— Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?

Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? В чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир — гениальные поэты Италии и Англии.

Вслушайтесь в стихи Петрарки.

Чтение по выбору сонетов ХVII, ХVIII, ХХ, ХХI или других.

— А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).

— Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?

— Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали уловили ли вы своеобразие «Мадоны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?

— Каково «преображение» Мадоны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?

В сонете две героини: образ небесной Мадоны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два — это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.

— В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

— В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)

— Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

IV. Заключительное слово учителя.

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

Домашнее задание: письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос 6, с. 156 в хрестоматии.