Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 48

ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ПО ГЛАВЕ «ТАМАНЬ»

Цели: учить анализировать эпизод прозаического текста; закрепить понятия «микросюжет», «авторская позиция», «самораскрытие героя».

Ход урока

I. Реализация домашнего задании.

Тестовая работа, составленная учащимися, проверяющая знание текста главы «Тамань».

II. Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Хорошее знание текста поможет нам при его анализе. Рассмотрим эпизод (гл. «Тамань») по плану:

1) микросюжет;

2) композиция;

3) детали;

4) способы выражения авторской позиции.

— Установите ближние связи, рассмотрите эпизод в системе других эпизодов.

— Обратите внимание на возможные «переклички» эпизода с другими произведениями.

— Свяжите свои наблюдения с темой, идеей произведения, авторским мировоззрением, мастерством.

2. Работа с развернутым планом сочинения на тему «Роль главы «Тамань» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1) Деление текста на части, различающиеся сюжетом и героями, — отличительная особенность романа «Герой нашего времени».

2) Роль главы «Тамань» в романе.

3) Сюжет главы, ее композиция.

4) Характер Печорина, вырисовывающийся из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы.

5) Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования.

6) Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира способы выражения авторской позиции.

7) «Тамань» — первая часть дневниковых записей Печорина, с которой начинается «самораскрытие» героя.

8) Высокая оценка «Тамани» В. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или измененным не рукою самого поэта стихом...»

3. Работа с таблицей.

«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», история развития одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода.

Фабула — совокупность событий художественного произведения в их естественном хронологическом порядке.

Обратимся к таблице: в чем причина такого расположения частей?

Сюжетный порядок

Хронологический

(фабульный)

порядок

«Бэла»

— Путешествие по Военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем.

— Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

— Переезд через Крестовый перевал.

— Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.

— Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя

7

5

8

6

9

«Максим Максимыч»

— Встреча Максима Максимыча с Печориным.

— Включение сообщения о том, что Печорин умер

10

11

«Предисловие к «Журналу Печорина»

— Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные воды на Кавказе

1

«Тамань»

— Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью

2

«Княжна Мери»

— Окончание повести — запись, сделанная Печориным по памяти в крепости

3

«Фаталист»

— История с Вуличем, в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы

4

Такое построение дает возможность автору:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.