Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 47

ВЕК ЛЕРМОНТОВА В РОМАНЕ

Цели: учить сопоставлять поступки, характеры героев повести с характером Печорина; обучать монологической речи; проанализировать повесть «Княжна Мери».

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе. Как вы думаете, почему? Вероятно, потому, что для этой повести характерна сюжетная самодостаточность; она является кульминацией дневника Печорина; в ней больше всего рассуждений о душе и судьбе; в этой повести наиболее подробную разработку получает философское содержание романа.

Но прежде чем начать работу над этой повестью, попытаемся найти «ключ» к лермонтовскому роману и образу Печорина. Вероятно, это признание героя, вмещающее всю его жизнь: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом». Печорин, правда, говорит лишь о молодости, считая ее «бесцветной». Принимаете ли вы такую самооценку? Кстати, о молодости Печорина мы мало что знаем. И все-таки: можно ли ее представить, «домыслить»? Печорин постоянно впадает в самоуничижение: «Я не угадал своего назначения... погнался за приманками страстей пустых и неблагодарных...» Ваше мнение об этих признаниях Печорина?

— Но что это значит «борьба с собой и светом»? Кто одержал верх в этой борьбе?

— Происходят ли перемены в художественном мире романа — и в Печорине?

Обратимся к «Тамани». Кстати, каков жанр «Тамани»? Случайно ли Лермонтов пишет не рассказ, не повесть, а новеллу? Отвечает ли жанр этой части романа характеру Печорина?

2. Сжатый аналитический пересказ «Тамани» (подготовленным учеником). Беседа по повести «Тамань».

— Кто выступает в качестве рассказчика? Почему?

— В чем тайны поэтичности «Тамани»? (Кстати, Чехов был влюблен в эти страницы.)

— Меняется ли Печорин в «Тамани»? Почему, несмотря на опасности, ему так хорошо, привольно в этом «скверном городишке»?

— Какие признания Печорина показались особенно знаменательными, прямо-таки открытиями Лермонтова?

Вот одно из них: «Я запомнил эту песню от слова до слова».

3. Работа в группах.

Сравните соседние страницы романа: «Тамань» и «Княжну Мери». Где Печорину труднее? И все-таки: продолжается ли по-своему Тамань для Печорина и здесь, среди «водяного общества»?

— Какие страницы повести «ведут» стилистику «Тамани», ее образы? Почему так упорно напоминает она о себе, хотя Печорин оказывается в совершенно ином мире — среди «света», «борьба» с которым и стала его жизнью? Но не забудем: и с самим собой.

— Напоминает ли повесть М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» его стихи? Сопоставьте: «Как часто пестрою толпою окружен...» и «Княжну Мери». Почему и в повести тот же контраст: «мечты своей созданье...» и «железный стих, облитый горечью и злостью...»?

— Какие страницы «Княжны Мери» особенно лиричны, трепетны?

Задания по группам:

I группа. Печорин и Вера... Каким вы увидели, почувствовали героя Лермонтова в этой «романтической» истории?

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой? Сравните ее со сценой погони в повести «Бэла», обратив внимание на символическое значение образа коня в обоих случаях.

II группа. А история с Мери? Какая запись в дневнике Печорина вас, может быть, удивила? («3ачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить не хочу и на которой никогда не женюсь?»)Печорин загадочен для самого себя? И все-таки, может быть, можно объяснить его поступки?

Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения: в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как на пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.

III группа. И наконец, история с Грушницким.

Изначальный толчок ко всем событиям дают отношения этих двух молодых людей.

Проанализируйте историю их дружбы и вражды. Сравните ее с ситуацией «Онегин — Ленский» и с рассуждениями Пушкина о дружбе во II главе романа «Евгений Онегин».

Почему в отношении к Грушницкому Печорин совершенно иной: то и дело «мешает» ему в его ухаживаниях за княжной. Что вам это напомнило? Еще одна аналогия: тот же «треугольник», что и в «Горе от ума». Сравните близкие страницы комедии Грибоедова и романа Лермонтова и исход «любовных» поединков: Чацкий — Молчалин, Печорин — Грушницкий.

Справедлив ли Печорин в отношениях к людям? К Грушницкому, например? И разве не жесток Печорин в отношении к княжне Мери? Зачем Печорину этот мнимый «роман»?

— Какой поворот сюжета вас захватил особенно? Конечно, дуэль с Грушницким!

Вновь — странности Печорина. Как вы поняли его в хитросплетениях событий вокруг дуэли? Как отнеслись к его выстрелу и к гибели Грушницкого? Сравните дуэль в «Онегине» и в «Герое нашего времени», а значит, Онегина и Печорина в самом страшном для них испытании.

IV группа. Есть ли в романе контрастный герой в его отношениях с Печориным? Необходим ли доктор Вернер в романе?

Проанализируйте взаимоотношения Печорина с доктором Вернером.

Как сложились отношения Печорина с «водяным обществом»? Почему?

4. Сравнение финалов «Княжны Мери» и «Тамани». Выразительное чтение фрагментов.

При общности темы — морского пейзажа — имеется существенное отличие: в «Тамани» это реальный пейзаж, а в «Княжне Мери» — воображаемый, романтическая эмблема внутреннего мира Печорина.

— Как проявляется личность Печорина в манере ведения дневника?

5. Диспут на тему «Печорин — герой своего времени?».

— Почему Печорин является как бы инородным элементом везде, где он появляется?

— Как характеризуется век через главного героя романа? Печорин — герой своего времени?

6. Сжатый пересказ и обсуждение повести «Фаталист».

— Продолжается ли в повести «Фаталист» тот роковой «эксперимент», на который идет Печорин в дуэли с Грушницким?

Да, здесь прослеживается еще более отчаянная игра героя с судьбой.

Каков жанр этих страниц? Вновь — новелла! Почему? Распутайте загадочный сюжет «Фаталиста». Почему этими страницами Лермонтов завершает роман, исчерпав, по-видимому, тайны печоринского «я»?

И все-таки: эта ли мятежная нота сокровенное в Печорине? Вспомним его в самое тревожное мгновение его жизни утром накануне дуэли. Оно могло быть его последним утром. Вспомним строки Лермонтова, близкие этим страницам романа, звучащим, как стихи: «Я не помню утра, более голубого и свежего! ...»

II. Итог урока.

Домашнее задание:

1) составить тесты по главе «Тамань»;

2) прочитать комментарии к главе «Тамань» в книге Майнулова В. А. «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий».