Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 53

«МЕРТВЫЕ ДУШИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,

ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Цели: познакомить с историей создания поэмы, рассмотреть особенности сюжета, систему образов, композицию.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

 «Мертвые души» — вершинное творение Гоголя, выросшее из анекдотического эпизода, рассказанного Пушкиным, — подобно тому, как складывался и замысел «Ревизора».

Интересно включить материал о следующей версии: Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы. Первая часть (I том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (II том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через «чистилище», чтобы в третьей (III том) изобразить их в «раю». Однако законченным оказался только I том.

2. Сообщение учащегося «История создания «Мертвых душ».

3. Беседа с учащимися.

Как объяснить, что в творчестве Гоголя столь счастливую роль играл житейский эпизод, граничащий с анекдотом? Можно ли всерьез отнестись к тому, что некто разбогател, скупая «Мертвые души», - попросту оформляя «купчие» на умерших крестьян? С чего бы Гоголю ухватиться за эти рассказы и создать... «Мертвые души» — роман, названный писателем поэмой? И вновь: с чего бы это? Вот сколько загадок задает нам таинственная книга Гоголя с внушающим ужас заглавием «Мертвые души»!

«Гоголем невозможно начитаться!» признался однажды Ираклий Андроников, посвятив статью одной странице Гоголя.

4. Чтение учителем (или подготовленным учеником) этюда И. Андроникова «Одна страница» (В «Избранном» И. Андроникова «Я хочу рассказать вам...»).

5. Беседа о прослушанном.

— Удивлены? Ведь Андроников был безумно влюблен в поэзию Лермонтова, ей отдал всю свою творческую жизнь литературоведа. Гоголю же он посвятил только одну работу, да к тому же — об одной лишь его странице. Это все равно что написать статью об одной лермонтовской строке! И начал Андроников свое эссе о Гоголе признанием, напоминающим строки из его работ о Лермонтове:

«Гоголем невозможно начитаться...» И эти слова произнесены по поводу «Мертвых душ»! Последуем и мы его примеру.

6. Чтение учителем первых страниц поэмы.

Беседа.

«В ворота гостиницы губернского города NN...»

— Превратите мысленно страницу Гоголя в рисунок. Как выглядели бы у нас гостинца, да и сам город, но особенно — бричка и ее владелец?

— Почему сравнительно легко и удачно получился ваш «рисунок»? Почему вы столь подробно выписывали каждую гоголевскую мелочь?

— В чем тайна искусства Гоголя?

— И все-таки... самая интригующая деталь, тайна первой страницы? Да, это господин, сидевший в бричке... Почему Гоголь «умолчал» его имя?

— А как вы отнеслись к странному — ни к селу ни к городу разговору двух мужиков о бричке, вернее о ее... колесе? И существенно ли это уточнение?

Отмечаем неторопливое, завораживающее движение гоголевской фразы, искусство детали: подробность, разворачивающаяся в картину; сравнение, становящееся уподоблением, как своеобразие поэтики Гоголя; мастерство «овеществленного» портрета; замедленная «съемка» как гоголевский прием. Указываем на художественный смысл внешне незатейливого и кажущегося «бессмысленным» эпизода, отдаленно намекающего на последующее; прием умолчания; интригующе-детективное начало «Мертвых душ»: «тайна занимательности».

7. Работа с опорной схемой.

— Какова же композиция «Мертвых душ»?

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗВЕНЬЯ ПОЭМЫ

Первое

Второе

Третье

2—6-я главы

7—10-я главы

11-я глава

1-я глава — «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город NN, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

2—6-я главы — изображение жизни российских помещиков.

7—10-я главы — изображение губернского города NN; в его же пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место — мир чиновников.

— Как помещики и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине».

11-я глава — повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя поэмы — Чичикова.

8. Аналитический пересказ главы «Чичиков у Манилова».

Отметить построение главы, способы проявления авторской позиции, детали, использованные при описании портрета, пейзажа, интерьера.

II. Сочинение-миниатюра: «Почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова и заканчивает Плюшкиным?».

(Путь от Манилова к Плюшкину — это лестница вниз.)

Домашнее задание: характеристики Коробочки, Ноздрева, Собакевича (по вариантам) по плану:

1) описание деревни;

2) описание господского дома;

3) описание внешнего вида помещика;

4) отношение помещика к предложению Чичикова;

5) отношение Чичикова к каждому из помещиков;

6) купля-продажа мертвых душ.