Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Урок 54

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА

Цели: дать понятие «художественная деталь».

Ход урока

I. Реализация домашнего задания (разбор 2—6-й глав).

1. Рассматривание иллюстраций к поэме.

Перед нами портретная галерея незабываемых героев Гоголя в творчестве А. А. Агина, П. М. Боклевского и других художников как гоголевской эпохи, так и наших современников.

— Как художник помог вам увидеть персонажей «Мертвых душ»?

— Сопоставите различные изображения одного и того же персонажа.

— Чьи иллюстрации показались вам наиболее близкими гоголевским образам?

2. Чтение мини-сочинений «От Манилова — к Плюшкину».

— Итак, в какой «очередности» появляются гоголевские герои?

— Случайна ли эта последовательность? Почему эту галерею завершает Плюшкин?

— Можно ли переставить главы книги, а значит и изменить последовательность нашего знакомства с героями?

II. Работа по теме урока.

1. Рассмотрение художественных деталей.

1) Поэтика образа в «Мертвых душах».

Итак, на предыдущем уроке нас ждало первое гоголевское открытие — Манилов. Кстати, тайна фамилии, которой Гоголь всегда придавал особое значение: вспомните Ляпкина-Тяпкина, Держиморду и другие фамилии гоголевских персонажей.

— Как же «оправдывает» свою фамилию Манилов? Почему он столь зрим, слышим, как живой?

— Менялось ли ваше отношение к Манилову?

— Когда он особенно смешон, нелеп?

— Почему порой становится жалко Чичикова: ведь Манилов так обходителен? Вслушайтесь в его речь, вглядитесь в жесты.

— Присутствует ли в повествовании Автор? Как отнеслись вы к этой особенности книги (откровенное отношение к герою!)?

2) Искусство контраста-уподобления.

— А как вы встретили Коробочку?

— Как лепил ее образ Гоголь? Почему «Коробочка»?

— Сравните соседние главы книги. Почему быт Коробочки намного проще, чем быт Манилова, нет здесь ни «Храма уединенного размышления», ни Алкида с Фемистоклом и прочих витиеватостей?

— Почему Коробочка то смешна, то отталкивающе страшна?

— Сопоставьте Манилова и Коробочку: почему они рядом в книге Гоголя?

— Какие встречи ждут нас дальше? Собакевич и Ноздрев... Как сумел писатель столь рельефно выписать их? Ваши наблюдения над искусством Гоголя.

2. Пересказ по плану глав о Собакевиче и Ноздреве (домашнее задание).

3. Лекция учителя

Что же такое «художественная деталь»?

Деталь (от фр. detail — часть, подробность) — значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Чаще всего в качестве детали изображаются предметы, подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи героев и т. д.

Тезисный план лекции (записать в тетради).

1) Гоголь — общепризнанный мастер художественных описаний. Описания в прозе Гоголя самоценны прежде всего благодаря обилию предметно-бытовых деталей.

2) Детализация — важный аспект реалистического письма; в русской литературе начало ему положил Гоголь.

3) Гоголь видит вещи как бы под микроскопом: они часто меняют свой привычный облик, наделяются самостоятельной жизнью.

4) Мир вещей в поэме — хаос, своего рода кладбище вещей: так создается картина «ада» в миниатюре.

5) Деталь в портретах (глаза Плюшкина «бегали... как мыши», Манилов «имел глаза сладкие, как сахар» и т. д.).

6) Манера письма Гоголя сродни комическому народному лубку, от него пошла традиция, связанная с юмором и абсурдом ХХ в.

Принципы отбора деталей и их функции:

а) деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде).

б) деталь как средство индивидуализации (например, в главе о Собакевиче: портрет, речь, дом, кабинет).

4. Самостоятельная работа в группах.

В главе 6-й найти детали, охарактеризовать их и определить их роль в тексте:

I группа — детали пейзажа;

II группа — детали портрета;

III группа — детали интерьера;

IV группа — детали, помогающие описать поведение героя.

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) написать сочинение «Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина»;

2) индивидуальное задание: литературный монтаж.