Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Уроки 72—73

«МАЛЕНЬКАЯ ТРИЛОГИЯ» ЧЕХОВА.

РАССКАЗ «АННА НА ШЕЕ»

Цели: выяснить нравственно-философскую проблематику трилогии; продолжать обучать аналитическому чтению текста.

Ход уроков

I. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

А. П. Чехов видел идейную несостоятельность, духовное банкротство интеллигентов 80-х гг. Недаром его герои — интеллигенты — слабые, безвольные люди. И слабость этой части интеллигенции, по Чехову, — в оторванности от народа.

В 90-е гг. А. П. Чехов еще в большей мере, чем в 80-е гг., откликается на самые насущные, острые вопросы современности. В это десятилетие создаются такие шедевры, как «Палата № 6», «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Дама с собачкой», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка» и др. В них мы видим глубокий анализ действительности, данный в законченных художественных образах. В некоторых из них жизнь показана так, что возбуждает ненависть к самодержавию, деспотизму, к миру пошлости и низменных интересов. Писатель глубоко исследует жизненные явления, обнажая причины социального неустройства.

Отрицанию проповеди «малых дел», осуждению духовного застоя посвящены рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», созданные в 1898 г. и составляющие «маленькую трилогию». Они объединены общей идеей разоблачения «футлярной» жизни и связаны единством некоторых персонажей (Ивана Ивановича Чимши-Гималайского, Буркина). Выступает в них писатель против духовного одичания, обывательщины, охвативших значительные слои русской интеллигенции. Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.

2. Пересказ рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и их анализ.

Задание. Пересказывая то ли иное произведение, попытайтесь:

— охарактеризовать его главных героев;

— отметить роль рассказчиков историй, указать, чьи взгляды разделяет автор;

— понаблюдать, какими художественными средствами писатель решает поставленные вопросы;

— указать роль художественной детали в раскрытии авторского замысла.

Класс делится на 3 группы, каждая из которых выбирает себе один рассказ и отвечает на вопросы задания.

Учитель. Мы видим, что все рассказы построены по принципу «рассказ в рассказе»: автор представляет нам рассказчика, и дальнейшее повествование ведется уже от его лица. Очень важно, что взгляды рассказчика не отождествляются с точкой зрения автора. Рассказчик выполняет роль посредника между героем и автором («Человек в футляре»), между героем и читателем («Крыжовник»). Позиция автора ясно не обозначена, и у читателя создается иллюзия объективности повествовательного тона. Авторская нравственная норма обнаруживается лишь в контексте всей «маленькой трилогии», из соотношения различных точек зрения.

Замысел рассказа «Человек в футляре» так сформулирован в записной книжке писателя: «Человек в футляре», в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то, казалось, улыбался: нашел свой идеал». В этом образе Чехов дал символический тип чиновника, всего боящегося и держащего всех в страхе.

И в этом — опасность Беликовых для общества: они душили все живое. В беликовщине воплощались косность, стремление остановить жизнь, окутать все паутиной мещанства. Беликовщина была порождением самодержавно-полицейского режима. Так толкует ее и Иван Иванович, говоря, что беликовщиной пропитана вся жизнь интеллигенции.

С помощью художественных деталей А. П. Чехов раскрывает внутренний мир героев и свое к ним отношение.

В каждом из рассказов план реальной конкретики настоящего времени — оценивается как пошлый мир, ориентированный на вещное окружение человека. Этому плану контрастен план лирический, связанный с будущим и представленный либо в непосредственных, почти публицистических высказываниях персонажа (например, высказывания Чимши-Гималайского в «Крыжовнике»), либо опосредованно в пейзажных описаниях, которые контрастируют со скучным миром «счастливых людей». Именно в них отражена авторская оценка описываемого. Смена повествовательных ракурсов в финале рассказа «Человек в футляре» «выдает» авторский голос в лирическом описании и обозначает необходимую для А. П. Чехова ироническую дистанцию.

3. Раскрытие художественных особенностей рассказа «Анна на шее».

1) Беседа

— Что можно сказать о героях рассказа?

— Какие изменения произошли с ними? Почему?

— В чем смысл заглавия?

— Есть ли в заглавии подтекст? Как вы понимаете его суть?

— В чем общечеловеческое звучание рассказа? Кто и какие уроки может извлечь из него?

— На чем строится сюжет? Перескажите его сжато.

2) Работа с текстом.

— Составьте план рассказа.

— Определите, что можно считать экспозицией, где происходит кульминация, когда наступает развязка?

— Какой изображена героиня в начале рассказа? А в конце?

— Как относится к ней автор?

3) Самостоятельная работа.

I вариант. Написать рецензию на рассказ «Анна на шее».

II вариант. Описать одного из героев, выделяя детали внешности и характера, определить их роль.

II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) подготовиться к обзору русской литературы ХХ века;

2) прочитать статью учебника (с. 352—354).