Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Уроки 74—75

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ

Цели: продолжать обучать конспектированию; учить обмениваться мнением о прочитанном.

Ход уроков

I. Реализация домашнего задания и работа по теме уроков.

1. Беседа по вопросам статьи (с. 352—354), конспектирование

— Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже ХIХ—ХХ вв.? (Традиции русской классической литературы.)

— Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно? (Часть писателей эмигрировала.)

— Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.? (Тема Гражданской войны.)

— Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.? (Художественное осмысление свершившихся в стране событий.)

— Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне? (Политические и нравственные истоки Победы.)

— Каковы основные особенности литературы 50—70-х гг.? (Происходит переосмысление роли войны, отражаются противоречия наступившей мирной жизни; в пьесах — острота нравственных конфликтов; период «оттепели»: критический подход к истории и современной жизни народа и государства; взлет поэзии; деревенская проза».)

— Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы? (Драматурги: Вампилов, Арбузов, Розов, Шварц; поэты: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Рубцов; прозаики: Шукшин, Распутин, Астафьев, Белов и др.)

— Как вы понимаете выражение «авторская песня»?

— Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80—90-х гг.? (Стали доступны произведения писателей русского зарубежья, писателей — узников сталинских лагерей: Солженицына, Шаламова, новое звучание получила тема народного подвига в Великую Отечественную войну; увидели свет произведения известных авторов: Ахматовой, Твардовского и т. д., писавшиеся «в стол».)

— В последнем абзаце статьи сказано, что история русской литературы ХХ в. — трагическая. Почему?

1) Губительное воздействие цензуры на литературу (запрет на Б. Пильняка, Е. Замятина, М. Булгакова и др.);

2) 30-е гг. — репрессии (расстрелы, лагеря) (И. Бабель, О. Мандельштам), публичные преследования (М. Цветаева);

3) эмиграция цвета русской литературы (И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев);

4) тенденция приведения литературы к единому методу — социалистическому реализму.

2. Работа со словарем литературоведческих терминов: понятие социалистический реализм.

3. Обмен мнениями о прочитанном, прослушивание отзывов.

1) А. И. Куприн. «Олеся»;

2) М. И. Цветаева. «Мой Пушкин»;

3) Ю. Н. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»;

4) М. А. Шолохов. «Донские рассказы»;

5) А. И. Солженицын. «Крохотки»;

6) К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой»;

7) Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника».

II. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) прочитать статью о И. А. Бунине (с. 355—357), рассказ «Темные аллеи»;

2) индивидуальное задание: подготовить литературный монтаж о жизни и творчестве писателя, включив его стихотворения, высказывания о нем критиков, других писателей.