Цель урока: обзорная характеристика основных направлений русской литературы, изучаемых в 9 классе.
Словарная работа: шедевры, основное базовое образование.
Ход урока
I. Знакомство со школьным учебником и программой курса для 9 класса «Шедевры русской литературы»
Важно раскрыть перед ребятами понятие «шедевры русской литературы». Ведь основной задачей курса является раскрытие богатства русской литературы, бесконечного многообразия ее форм. Целесообразно законспектировать в тетради основные разделы курса:
— Древнерусская литература.
— Литература XVIII века. Классицизм. Сентиментализм.
— Литература XIX века. Романтизм. Реализм.
— Литература XX века.
II. Работа со вступительной статьей учебника-хрестоматии «Слово к девятиклассникам». Чтение и беседа
— Как вы понимаете выражение «основное базовое образование»?
— Почему в программу включены произведения второй половины XIX и XX вв. (сравним с традиционным линейным курсом)?
— Почему освоение данной программы требует от ученика самостоятельности, инициативы и творчества?
— Какого вида чтения потребуют изучаемые произведения? Готовы ли вы к такому чтению?
III. Обмен мнениями о личном читательском опыте девятиклассников
— Какие из прочитанных летом книг заинтересовали вас?
— Какие из них было трудно читать и почему?
— Как знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы в предшествующие годы, помогали читать и понимать книги?
— Какие литературоведческие, энциклопедические, лингвистические словари и справочники есть в вашей домашней библиотеке? Какие из них вы порекомендовали бы своим одноклассникам?
IV. Завершающее слово учителя с напутствиями и пожеланиями
Домашнее задание. Чтение «Слова о полку Игореве».