Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Уроки 2-3. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

(1 урок)

Цели урока: обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

Словарная работа: стихотворный перевод.

Дополнительная литература для учащихся: В.И. Охотникова «Древнерусская литература. 5—9 классы». М.: Просвещение.

Ход урока

I. Повторение

1. Беседа по вопросам:

— Когда и как начиналась русская литература?

— Каковы ее первые произведения?

— Известны ли имена их авторов?

— Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?

2. Фрагменты викторины «Узнайте по отрывку произведение и определите его жанр».

— Ребята! Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (Перечисляются все или часть жанров. Учитель дополняет. Поучение, повесть, слово, хождение, житие).

В 8 классе учащиеся познакомились с жанром летописи («Повесть временных лет»), воинской повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергей Радонежский» Б. Зайцева)...

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

— Ребята! Дайте определение жанра.

Вырабатываемое совместными усилиями определение записывается в тетрадь.

Жанр — исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т.е. в хронологической порядке.

«Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.

II. Работа со статьей учебника «Древнерусская литература». Обучение конспектированию

— Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

— Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

III. Знакомство со «Словом о полку Игореве»

1. Выразительное чтение учителем начала древнерусского текста. Проверка читательского восприятия (не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично и т.д.).

2. Знакомство с прозаическими (например, Д.С. Лихачева) и стихотворными переводами этого же отрывка (В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого и др.).

IV. Слово учителя

Ребята, многочисленные переводы «Слова» разнообразны — отточных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но вплоть до XVII в. на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие — для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «Слово», но мы уже отметили ритмичность текста. Это особый народный песенный стих. Достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту слога и обаяние образов.

V. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи»

Учитель при обсуждении содержания этой статьи скажет о проблемах авторства, подлинности «Слова», различных вариантов прочтения «темных мест» и т.д.

К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове» и обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями. Это задание как опережающее может выполнить заранее подготовленный ученик.

VI. Сообщение учителя об исторической основе «Слова»

В начале 1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь князь Новгорода-Северского Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но несмотря на грозное знамение Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение, князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждают Переславлъ, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Домашнее задание

1. Всем: прочитать по учебнику текст «Слова», подготовить понравившийся фрагмент для выразительного чтения.

2. Индивидуальное задание: составить планы повествования о походе Игоря по «Слову» и Ипатьевской летописи, сопоставить их.

Информация для учителя Значение «Слова о полку Игореве»

«К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева до ныне здравствующих». (Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. 4.1. От были до летописи. - М.: Аванта+, 2000. С. 219).

«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству» (Рыбаков Б. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» // «ЛШ». 1990. №4).

Образ Русской земли в «Слове...»1

Свой призыв к единению, свое чувство единства редины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора «Слова». Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощучдет родину как единое, огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Неми- га, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвягов и деремелу (литовские племена) - быть непосредственными участниками русской истории.

1 ЛихачевД.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. - Л., 1982.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному за свой политический ум Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «Девицы поютъ на Дунай, вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовыми дорогами», скрипят их немазаные телеги...»

Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины - Русской земли - объединяет для автора его историю «страны» (т.е. сельские местности), города, реки и всю природу. Чем шире автор «Слова» охватывает своим умственным взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты («не буря соколы зане- се чрезъ поля широкая, галици стады бежать к Дону великому», вороны несутся к синему морю - и т. д.); ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи - «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам, русская земля для автора «Слова» - это, конечно, не только земля в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, эго в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря. Войско Игоря Новгород-Северского - это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину, переходя границу Руси, они прощаются с родиной - с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «от стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» - постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Итак, Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ «Слова».

Уроки 2-3. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

(1 урок)

Цели урока: обзорная характеристика древнерусской литературы; изложение истории открытия «Слова» и событий, нашедших отражение в нем; знакомство с исследованиями «Слова» и его переводами.

Словарная работа: стихотворный перевод.

Дополнительная литература для учащихся: В.И. Охотникова «Древнерусская литература. 5—9 классы». М.: Просвещение.

Ход урока

I. Повторение

1. Беседа по вопросам:

— Когда и как начиналась русская литература?

— Каковы ее первые произведения?

— Известны ли имена их авторов?

— Чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?

2. Фрагменты викторины «Узнайте по отрывку произведение и определите его жанр».

— Ребята! Какие жанры древнерусской литературы вы помните? (Перечисляются все или часть жанров. Учитель дополняет. Поучение, повесть, слово, хождение, житие).

В 8 классе учащиеся познакомились с жанром летописи («Повесть временных лет»), воинской повести («Повесть о разорении Рязани Батыем»), жития («Сказание о житии Александра Невского», «Преподобный Сергей Радонежский» Б. Зайцева)...

Поучение - это проникновенная беседа о духовных ценностях.

Повесть как правило повествует о важных исторических событиях.

Слово является образцом торжественного красноречия.

В хождении дается информация о далеких путешествиях.

В житии дается описание духовных подвигов и добрых дел святых.

— Ребята! Дайте определение жанра.

Вырабатываемое совместными усилиями определение записывается в тетрадь.

Жанр — исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

— Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников? (Нет. Так как это будет противоречить законам жанра.)

Жанром, с помощью которого Русь осмысляла свое предназначение, собственную историю стала летопись.

Летопись — повествование о событиях исторической важности, описываемых «по летам», т.е. в хронологической порядке.

«Слово о полку Игореве» считается самым известным, значительным и художественно совершенным произведением древнерусской литературы.

II. Работа со статьей учебника «Древнерусская литература». Обучение конспектированию

— Какие периоды развития древнерусской литературы выделяются в данной статье?

— Чем интересен каждый период, какими произведениями (жанрами) представлен?

III. Знакомство со «Словом о полку Игореве»

1. Выразительное чтение учителем начала древнерусского текста. Проверка читательского восприятия (не все понятно, но красиво, образно, метафорично, ритмично и т.д.).

2. Знакомство с прозаическими (например, Д.С. Лихачева) и стихотворными переводами этого же отрывка (В. Жуковского, А. Майкова, К. Бальмонта, Н. Заболоцкого и др.).

IV. Слово учителя

Ребята, многочисленные переводы «Слова» разнообразны — отточных, выполненных учеными, до вольных. Преобладают стихотворные переводы. Но вплоть до XVII в. на Руси не знали различия прозы и стихов. Одни тексты были предназначены для пения, другие — для произнесения. Легендарный Боян свои произведения пел. Автор истории Игорева похода называет ее «Слово», но мы уже отметили ритмичность текста. Это особый народный песенный стих. Достоинства перевода в другом: насколько переводчик смог донести до читателей красоту слога и обаяние образов.

V. Чтение статьи учебника «Из истории рукописи»

Учитель при обсуждении содержания этой статьи скажет о проблемах авторства, подлинности «Слова», различных вариантов прочтения «темных мест» и т.д.

К уроку можно подготовить выставку книг о «Слове» и обзорно познакомить с наиболее интересными исследованиями. Это задание как опережающее может выполнить заранее подготовленный ученик.

VI. Сообщение учителя об исторической основе «Слова»

В начале 1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединенными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь князь Новгорода-Северского Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но несмотря на грозное знамение Игорь не повернул назад свое войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение, князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждают Переславлъ, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удается бежать из плена.

Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаем об этом из двух древних летописей — Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Домашнее задание

1. Всем: прочитать по учебнику текст «Слова», подготовить понравившийся фрагмент для выразительного чтения.

2. Индивидуальное задание: составить планы повествования о походе Игоря по «Слову» и Ипатьевской летописи, сопоставить их.

Информация для учителя Значение «Слова о полку Игореве»

«К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева до ныне здравствующих». (Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. 4.1. От были до летописи. - М.: Аванта+, 2000. С. 219).

«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин XII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке XII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей XIX—XX веков посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству» (Рыбаков Б. Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» // «ЛШ». 1990. №4).

Образ Русской земли в «Слове...»1

Свой призыв к единению, свое чувство единства редины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ. Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора «Слова». Образ Русской земли - центральный в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощучдет родину как единое, огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Неми- га, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвягов и деремелу (литовские племена) - быть непосредственными участниками русской истории.

1 ЛихачевД.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. - Л., 1982.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному за свой политический ум Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «Девицы поютъ на Дунай, вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовыми дорогами», скрипят их немазаные телеги...»

Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины - Русской земли - объединяет для автора его историю «страны» (т.е. сельские местности), города, реки и всю природу. Чем шире автор «Слова» охватывает своим умственным взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты («не буря соколы зане- се чрезъ поля широкая, галици стады бежать к Дону великому», вороны несутся к синему морю - и т. д.); ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи - «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам, русская земля для автора «Слова» - это, конечно, не только земля в собственном смысле этого слова, не только русская природа, русские города, эго в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря. Войско Игоря Новгород-Северского - это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину, переходя границу Руси, они прощаются с родиной - с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «от стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» - постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Итак, Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ «Слова».

(2 урок)

Цель урока: «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора).

Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.

Ход урока

I. Беседа по оформленному на доске или прочитанному высказыванию из произведения В. Чивилихина «Память»

Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека...

Чивилихин В. Память. Роман-эссе

— Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина?

— Что такое патриотизм? В чем он может проявляться?

— Какое определение получает патриотизм автора «Слова»? Почему?

II. Выступление ученика: сравнение повествования о походе князя Игоря в Ипатьевской летописи и в «Слове»

Результаты мини-исследования должны быть перед уроком проверены учителем и в виде планов отражены на доске.

Ученик должен быть готов к ответу на вопросы:

— Чем повествование в «Слове» отличается от летописного? (Оно более лирично, эмоционально, и, насколько это допускает произведение древнерусской литературы, личностно окрашено авторским отношением к излагаемому материалу).

— Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны).

III. Выразительное чтение выделенных отрывков с последующими комментариями: для чего автор включает в повествование не связанные с сюжетом части, как в них находит выражение идея «Слова» (мысль о вреде междоусобиц и призыв к единению), как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» безвестного автора?

Можно предложить учащимся ответить на вопрос:

— Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья о честолюбии и человеческой гордыне.)

IV. Характеристика образной системы

Обмен мнениями по вопросам:

— Какие образы «Слова» запомнились?

— Какими вы их себе представляете?

— Насколько ваше представление соответствует помещенным в учебнике иллюстрациям Фаворского?

— Кто главный герой «Слова»?

Ученики рассказывают о Святославе как воплощении государственной мудрости и отеческого благородства. О пленительном образе Ярославны — символе женственности и женской любви. О доблестных русских князьях. Но не забудем и самого безвестного автора «Слова»... И еще: пытаясь назвать главного героя, подчеркнем, что это не столько князь Игорь (хотя «Слово» о нем), сколько сама Русская Земля, родная, страдающая и величественная.

V. Выразительное чтение фрагментов. Композиция «Слова»

Композиция «Слова» сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города, снова в половецкую степь, рассказывает о событиях 1185 г. и прерывает рассказ воспоминаниями о далеком прошлом. Но эмоционально-непоследовательной композиция «Слова» только кажется, кусочки мозаики соединяются не произвольно и случайно, а в соответствии с художественной логикой.

— Как автор изображает природу? Как «откликается» она на происходящие события?

— С чего начинается «Слово»?

(С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна, певца старого времени (XI в.), который жил во времена первых усобиц и пел славу достойным князьям — Ярославу Мудрому и его брату Мстиславу, способному отказаться от личных притязаний на Киевский престол во имя единства Русской земли и мира между князьями. Боян в изображении автора «Слова» — вдохновенный певец, его воображение не знает границ, оно свободно течет «по мысленному древу», дереву познания, он наделен вещим даром всеведенья, мысль его свободно проникает в то, что происходит на земле, и парит под небесами, вдохновение Бояна оживляет струны гуслей, и они «рокочут» славу князьям. Песни Бояна, «соловья старого времени», — высокий поэтический идеал для автора «Слова». Но, восхищаясь искусством старого певца, он отказывается вести свой рассказ «по замышлению Бояна», понимая, что так творить способен не каждый, и потому намерен повествовать «по былям сего времени» — ближе к действительным событиям.)

— Какие части можно выделить в «Слове ...»?

(Можно выделить четыре части: рассказ о походе Игоря, сон и «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, рассказ о побеге Игоря из плена. В каждой из них как бы свой повествователь, это дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения).

— Зачем, как вы думаете, это сделано?

(Рассказ о походе Игоря выстроен так, чтобы мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли и русских князей, прониклись правотой его страстного призыва встать за Землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и его воинах и стремящейся помочь им. В каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль».)

— Что общего во всех откликах на поход Игоря?

(Общее — это боль. Голос автора звучит то нежно и восхищенно, то требовательно и сурово, но всегда искренне, взволнованно. Его душа болит за Игоря, «буйного Святославича», достойного лучшей участи, и за судьбу Русской земли, стонущей от набегов половцев, и за русских князей, теряющих силу и власть в бесконечных войнах друг с другом.)

— В чем вы видите идеал автора?

(Идеал автора — могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» — это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.)

VI. Работа с текстом

На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова» (выпишите примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приемы одушевления природы и т.д.). Так, описывая сражение, автор использует образы устного народного творчества, сравнивая битву со свадебным пиром: «Тут кровавого вина недостало, тут пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую».

В необъятных просторах Руси могущество героев «Слова» приобретает гиперболические размеры: Владимира Святославича нельзя было пригвоздить к горам Киевским; Ярослав Галицкий подпер горы угорские своими железными полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.

Домашнее задание

1. Домашнее сочинение. Темы: «Какую обложку к книге «Слово о полку Игореве» я бы нарисовал»; «Чем интересно «Слово» современному читателю»; «Образ Русской земли на страницах «Слова»».

2. Наизусть выучить вступление или плач Ярославны.

Информация для учителя Композиция «Слова о полку Игореве»1

Вначале повествование ведется от лица автора, хорошо знающего воинское дело, способного почувствовать «упоение в бою» и передать поэзию битвы, чуткого, подобно охотнику, к поведению зверей и птиц. Это и начитанный человек, который свободно может припомнить события прошлого и сопоставить их с настоящим. О походе Игоря он пишет так, как будто был рядом с князем, видел, как покрыла тьма его воинов, слышал слова, обращенные к дружине. Не случайно он начинает свой рассказ с затмения солнца (а это середина похода), оттеняя таким образом дерзость и безрассудную храбрость, горячность князя. Игорь идет «на землю половецкую за землю Русскую» наперекор судьбе. Автор восхищается дружиной Всеволода - опытными воинами, которые с детства были воспитаны в ратном духе и всегда готовы искать «себе чести, а князю славы». Он видит, как стремительно русичи «потоптали поганые полки» половецкие. Автор останавливает наше внимание на том, как пренебрежительно русские воины относятся к богатой добыче, «узорочьем половецким» они стали «мосты мостить по болотам и топким местам», и восхищен бескорыстием Игоря, который берет только оружие и знамена как знак победы над врагом. Глядя на отдыхающее после битвы «Ольгово хороброе гнездо» (т.е. войско князей, потомков Олега Святославича), он уже знает о их дальнейшей судьбе: половецкий хан Гзак «бежит серым волком», а Кончак ему «след правит», спеша навстречу русским полкам. Вместе с воинами, проснувшись и взглянув на небо, автор видит зловещую картину: встают кровавые зори, идут черные тучи, блещут синие молнии, хотят прикрыть четыре солнца (символ четырех князей, участников похода). «Земля гудит, реки мутно текут» - то со всех сторон обступили русское войско полки половецкие. Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем - о ранах, об отчем золотом столе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие». Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим - «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода». Долгой и кровопролитной была битва.

Автор пытается понять, почему храбрый князь и его опытная дружина потерпели поражение. Он возвращается мыслями к временам деда Игоря - Олега (XI в.), который своим мечом «крамолы ковал» (разжигал междоусобицы), при нем Русская Земля пришла в запустение, редко на ней покрикивали пахари, но часто вороны граяли, трупы между собой деля. В несогласии князей, в их раздорах, прошлых и настоящих, автор видит причины тяжелого положения Русской Земли, в конечном счете и поражения князя Игоря. Не потому Игорь потерпел поражение, что был плохим воином, он дерзок, смел, безудержен, но безрассуден, - один идя «на землю половецкую за землю Русскую», один ища чести и славы, он поставил под угрозу благополучие Русской земли. И вот у далеких границ Русской земли, «на синем море у Дона», подымается Дева Обида – символ раздоров и распрей, она прогоняет с Русской земли времена обилия, а князья русские, как и прежде, пререкаются друг с другом, говоря: «Это мое, и то мое же». И вот по Русской земле помчались Карна и Жля, погребальные боги, и заплакали русские жены: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдуматъ, ни глазами не повидать». Храбрые Святославичи - Игорь и Всеволод - не добыли славы себе и Русской земле, они снова «коварство пробудили» в половцах, потопили русское богатство на дне реки Каялы.

1 Дано по тексту учебника В.И. Охотникова «Древнерусская литература».

Вспомнив о походах Святослава, автор переносится мыслями в Киев и дает нам возможность увидеть поход князя Игоря с высоты золотого киевского стола глазами великого князя Святослава.

Святослав видит «смутный» сон, все образы которого имеют погребальную символику: его накрывают погребальным покрывалом; сыплют ему на грудь жемчуг - символ слез; он видит свой терем златоверхий «без князька» (верхний брус крыши), что также связано с погребальным обрядом: по древнему обычаю покойника выносили, разобрав крышу. Бояре истолковывают сон Святослава: два сокола слетели с отчего золотого стола, чтобы «испить шлемом из Дона», но их «опутали в путы железные» - взяли в плен. Так Святослав узнает о походе и поражении Игоря и Всеволода. Старый, умудренный жизненным опытом князь размышляет о том, что сделали Игорь и Всеволод, и произносит «золотое слово, со слезами смешанное». Отсюда, с киевского стола, события на реке Каяле видятся в ином свете, оцениваются с точки зрения судеб всей Русской земли - требовательнее, строже. В «золотом слове» Святослава впервые звучит прямое осуждение Игоря и Всеволода; словами Святослава автор упрекает русских князей в том, что они рано начали себе славы искать, без чести для себя кровь поганых пролили. Автор не унижает достоинства князей, не сомневается в их личном мужестве, но обвиняет их в честолюбивом желании прошлую славу себе присвоить, а будущую славу поделить между собою.

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям, автор напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе. Всех князей - таких храбрых и сильных - он призывает исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былую славу и могущество. Автор напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей. Пример тому - горькая судьба Всеслава Полоцкого, жившего в XI в., «вещая душа была у него в храбром теле», но много зла принес он, воюя с братьями, добывая себе города; при нем кровавые берега Немиги «не добром были посеяны - посеяны костьми русских воинов». В «золотом слове» Святослава звучит страстный и требовательный призыв автора извлечь из истории поучительные уроки, забыть об обидах и распрях, «встать за землю Русскую, за раны Игоревы».

Из Киева мысль автора переносится в Путивль, здесь на городской стене причитает Ярославна, жена князя Игоря. Она не размышляет, не выносит суровых оценок, как Святослав, она печалится, горюет, что не может, как птица, полететь к своему князю и исцелить его кровавые раны. Обращаясь к стихиям природы - ветру, Днепру, солнцу, она упрекает их в том, что они жестоки к ее милому ладе, заклинает о помощи. Ярославна молит не только о муже, она скорбит о всех русских воинах. В плаче Ярославны слились голоса всех русских женщин, их печаль и нежность.

И снова половецкая степь. Князь Игорь, как бы услышав призыв Святослава и плач Ярославны, бежит из плена. Заклинание Ярославны усмирило силы природы, и они помогают князю Игорю. Автор вновь рядом с князем, пристально следит за каждым его движением: вот Игорь «поскакал горностаем к тростнику», кинулся «белым гоголем на воду», «вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком», «полетел соколом под облаками». Есть что-то сказочное в этом описании побега Игоря, в его способности преображаться в разных животных и птиц, как и в его разговоре с рекой Донцом - князь благодарит Донец за то, что тот «лелеял» его на своих волнах, стлал ему «зеленую траву на своих серебряных берегах», одевал его «теплыми туманами».

Торжественно и празднично заканчивается «Слово» - вся Русская земля радуется возвращению князя: «Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской земле... Села рады, города веселы».