Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувственный, эмоциональный.
Рекомендации для учителя
Уроки, посвященные Н.М. Карамзину, идут в программе после целой серии уроков, объединенных темой «Русский и западноевропейский классицизм». Для того чтобы разрушить стереотип «литературное направление — творчество писателя», попробуем ввести понятие сентиментализм и познакомить с творчеством Карамзина по-другому.
Ход урока
I. Беседа по содержанию повести, прочитанной дома
Часть вопросов вынести на предварительную проработку.
— Каков жанр произведения?
— От какого лица идет повествование?
— Как еще добивается автор эффекта достоверности рассказываемого?
— Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью?
— Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню?
— Что читатель узнает об Эрасте до встречи с Лизой?
— Как понимать слова героя: «Натура призывает меня в свои объятья...»?
— Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?
— Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
— Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?
— В каких словах автора звучит оценка поступку героя? Осуждает ли он Эраста?
— Как, по вашему мнению, относится автор к самоубийству героини?
— Как понимать финальную фразу повести?
— Какова, на ваш взгляд, главная мысль этого произведения и какими словами из текста ее можно выразить?
— Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
— Каков спектр эмоций и настроений, пропитывающих текст, и посредством чего, кроме пейзажа, они выражены автором?
II. Формулируем итоговый вопрос
— Насколько прочитанное нами произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? В чем увидели эту разницу современники Карамзина?
Можно дать задание творчески-исследовательского характера:
— Что пришлось бы изменить в повести Карамзина, если бы вам было дано задание отредактировать ее с точки зрения эстетики классицизма?
Если предшествующий материал усвоен, учащиеся без труда найдут отличия.
III. Введение понятия «сентиментализм»
На примере повести Карамзина мы можем говорить о новом для учащихся литературном направлении.
Сентиментализм в России1
Само название «сентиментализм» (от англ, sentimental — чувствительный, фр. sentiment— чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство (sentiment) сентименталисты сознательно противопоставляли разуму (ratio) классицистов.
Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.
Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Представители сентиментализма.
Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.
Франция: крупнейший писатель-сентименталист Жан-Жак Руссо — автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза».
Появился в России в 60—70 годах XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).
Основная тематика — любовная.
Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).
Идейная основа — протест против испорченности аристократического общества.
Основное свойство — стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.
В основе эстетики — «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.
Черты:
— уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
— подчеркнутая субъективность подхода к миру;
— культ чувства;
— культ природы;
— культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
— утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Особенности русского сентиментализма.
— сильная дидактическая установка;
1 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. — М.: Рольф, 2000. С. 92-93.
— выраженный просветительский характер;
— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Из статьи Н.М. Карамзина «Что нужно автору?»
«Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда изображается в творении и часто — против воли своей. <...>
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровью, оставь перо...
Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими границами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских...»
Домашнее задание
1. Подготовить сообщение о биографии Карамзина, его деятельности как публициста и историка.
2. Выбрать для выразительного чтения в классе стихи или отрывки из прозаических произведений Карамзина. Обосновать свой выбор.