Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 17. «Золотой век» русской литературы.

От классицизма и сентиментализма к романтизму

Цель урока: изучить понятие «русская классическая литература»; романтизм как литературное направление.

Словарная работа: классический, классик, романтический, романтизм.

Ход урока

I. Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литературы XIX века»

— Кто из русских писателей и поэтов обозначен или назван в статье Машинского?

— Какое слово заменяет любое из прозвучавших имен?

— Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?

II. Словарная работа

Классицизм, классицистический; классик, классика, классический. Классический —

1. античный и тем самым образцовый;

2. связанный с изучением античных языков и литературы;

3. относящийся к классицизму;

4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.

Классик -

1. специалист по классической филологии;

2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.

Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.

Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика. Так для Франции классицизм XVII в. (Мольер, Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Русская классическая литература соотносится с XIX в. — это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.

III. Проанализировать два высказывания Белинского

...Жуковский, кроме того, имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще; одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина.

В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина

Классицизм и романтизм — вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.

В.Г. Белинский. Литературные мечтания

— Какую информацию мы из них извлекли?

— Какую характеристику получает в ней тот период, о котором мы начинаем разговор?

Итак, начало XIX в. в русской литературе — это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского даст толчок развитию новой поэзии, подготовит появление на поэтическом небосклоне Пушкина.

IV. Лекция «Романтизм как литературное направление»

Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя неотделима от деятельности учащихся. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором работают эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель (см. кн.: Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.Н. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991).

В лекции определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействии, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.

Романтизм в России

Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения).

В центре художественной системы романтизма стоит личность.

Основной конфликт — конфликт между личностью и обществом.

Романтическая личность — это страстная личность.

Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти — зависть, жадность, честолюбие.

Романтический герой — сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой — художник.

Исключительному характеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда — история и экзотика.

Романтики первыми обращаются к истории. Создатель жанра исторического романа в мировой литературе — романтик Вальтер Скотт. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но характеры даны вне истории. История является своеобразной декорацией («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго). —

Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге (В первых двух песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описаны Португалия, Испания, Греция, Албания). Для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами.

Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору (устному народному творчеству), его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).

Романтики большое внимание уделяли природе — бурной стихии.

Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой — он часто вынужден вступать с ней в борьбу («Мцыри» Лермонтова).

В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.

Романтики широко используют символику. Романтический символ — это возведение от конкретного к абстрактному.

Представители романтизма.

Англия: «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» — Вордсворт, Колридж, Саути. В. Скотт — родоначальник исторического жанра.

Франция: де Сталь, Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Россия: поэты Жуковский, Д. Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев; Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский; Пушкин в определенную эпоху своего творчества, Лермонтов; прозаики Бестужев-Мар- линский, В. Одоевский, Загоскин.

Основные свойства:

— доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);

— стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;

— тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).

Черты:

— провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

— взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

— интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

— склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному и бессознательному;

— тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

— мучительное переживание разлада с действительностью;

— отказ от обыденного;

— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Домашнее задание

1. Выучить лекцию о романтизме.

2. Читать статью учебника «Поэзия XIX века».

3. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский и Пушкин».

4. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский — переводчик».