Словарная работа: классический, классик, романтический, романтизм.
Ход урока
I. Знакомство со статьей учебника «Шедевры русской литературы XIX века»
— Кто из русских писателей и поэтов обозначен или назван в статье Машинского?
— Какое слово заменяет любое из прозвучавших имен?
— Какова роль русской классической литературы в духовной жизни человечества?
II. Словарная работа
Классицизм, классицистический; классик, классика, классический. Классический —
1. античный и тем самым образцовый;
2. связанный с изучением античных языков и литературы;
3. относящийся к классицизму;
4. созданный классиком, совершенный, признанный, образцовый.
Классик -
1. специалист по классической филологии;
2. великий деятель науки, искусства, литературы, чьи творения сохраняют значение общепризнанного образца.
Классическая литература — канонизированная литература; образцовая, наиболее значительная.
Обращаем внимание на многозначность слов, возможность двоякого и более уместного употребления слова классический, на сопряжение значений слов классицизм и классика. Так для Франции классицизм XVII в. (Мольер, Лафонтен, Расин) стал и национальной классикой. Русская классическая литература соотносится с XIX в. — это золотой век русской литературы, и прежде всего поэзии.
III. Проанализировать два высказывания Белинского
...Жуковский, кроме того, имеет великое историческое значение для русской поэзии вообще; одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступной для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина.
В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина
Классицизм и романтизм — вот два слова... с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались насмерть, о коих спорили до слез и в классах и гостиных, и на площадях и на улицах.
В.Г. Белинский. Литературные мечтания
— Какую информацию мы из них извлекли?
— Какую характеристику получает в ней тот период, о котором мы начинаем разговор?
Итак, начало XIX в. в русской литературе — это борьба классицизма и романтизма; романтическая муза Жуковского даст толчок развитию новой поэзии, подготовит появление на поэтическом небосклоне Пушкина.
IV. Лекция «Романтизм как литературное направление»
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя неотделима от деятельности учащихся. Деятельность учащихся может иметь три формы: восприятие, при котором работают эмоции, мышление, воображение; участие в сообщении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); самостоятельная работа во время слушания лекции. Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель (см. кн.: Активные формы преподавания литературы / Сост. Р.Н. Альбеткова. — М.: Просвещение, 1991).
В лекции определяем лексическое значение слов «романтизм, романтический», говорим о предпосылках формирования западноевропейского и русского романтизма и их взаимодействии, вводим понятие «романтический герой», указываем на свойства и черты, а также основные течения русского романтизма.
Романтизм в России
Особый вид мировоззрения; одновременно — художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чем не основанный) оптимизм классицизма (в основе — разочарование в идеях Просвещения).
В центре художественной системы романтизма стоит личность.
Основной конфликт — конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность — это страстная личность.
Страсти романтики делили на высокие и низкие. Высокая страсть — это любовь во всех ее проявлениях, низкие страсти — зависть, жадность, честолюбие.
Романтический герой — сильный характер, на голову выше окружающих. Часто в романтических произведениях герой — художник.
Исключительному характеру в романтической эстетике соответствуют исключительные обстоятельства. Романтический герой несовместим с обыденным миром. Любимая романтическая среда — история и экзотика.
Романтики первыми обращаются к истории. Создатель жанра исторического романа в мировой литературе — романтик Вальтер Скотт. В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон, колорит, но характеры даны вне истории. История является своеобразной декорацией («Айвенго» Скотта, «Собор Парижской Богоматери» Гюго). —
Экзотика. События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге (В первых двух песнях поэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» описаны Португалия, Испания, Греция, Албания). Для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами.
Романтиков интересует национально-психологическая специфика отдельных народов, национальная самобытность. Отсюда внимание к фольклору (устному народному творчеству), его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах («Песня про купца Калашникова» Лермонтова).
Романтики большое внимание уделяли природе — бурной стихии.
Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. У человека с природой сложные взаимоотношения: с одной стороны, она сродни его страстной натуре, с другой — он часто вынужден вступать с ней в борьбу («Мцыри» Лермонтова).
В романтизме отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Романтики широко используют символику. Романтический символ — это возведение от конкретного к абстрактному.
Представители романтизма.
Англия: «бурные» романтики Байрон, Шелли; созерцательные поэты «озерной школы» — Вордсворт, Колридж, Саути. В. Скотт — родоначальник исторического жанра.
Франция: де Сталь, Констан, Шатобриан, Ламартин, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.
Россия: поэты Жуковский, Д. Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев; Рылеев, Кюхельбекер, А. Одоевский; Пушкин в определенную эпоху своего творчества, Лермонтов; прозаики Бестужев-Мар- линский, В. Одоевский, Загоскин.
Основные свойства:
— доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);
— стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;
— тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).
Черты:
— провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
— взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
— интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
— склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному и бессознательному;
— тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;
— мучительное переживание разлада с действительностью;
— отказ от обыденного;
— стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Домашнее задание
1. Выучить лекцию о романтизме.
2. Читать статью учебника «Поэзия XIX века».
3. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский и Пушкин».
4. Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Жуковский — переводчик».