Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 37. «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками.

Замысел и композиция романа

Цели урока: введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков, общая характеристика романа.

Словарная работа: реализм, «онегинская строфа».

Ход урока

I. Слово учителя

Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа.

— Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?

II. Реализация домашнего задания - беседа по содержанию романа

— Как автор представляет нам своего героя?

— О чем лирические отступления главы 1?

— Понравилось ли пушкинское повествование?

— Какова роль эпиграфов в главах 1 и 2?

— Чем интересна деревня, в которой оказался герой?

— Как автор характеризует дружбу Онегина и Ленского?

— Чем отличаются Ольга и Татьяна?

— Каково семейство Лариных?

— Каким было первое свидание Онегина и Татьяны?

— Характер, чувства, особенности поведения Татьяны? В чем смысл сна Татьяны?

— Каково поведение героев во время дуэли? Как автор относится к событиям?

— Какова роль описания природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны и Ольги?

— Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились оба героя?

III. Работа с текстом

Можно подготовить с учащимися обзор некоторых крылатых фраз, которыми богат роман. Еще лучше, если они будут оформлены на плакатах и развешаны для заучивания в кабинете.

Беседа может быть проведена в форме игры с выявлением знатоков романа «Евгений Онегин».

IV. Слово учителя

Дается опорная фраза, а к ней пояснения. Опорные фразы записываются.

— С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Работа со статьей учебника «Реализм».

— Время создания романа, история замысла, первое издание (1833). «Это лучшее мое творение», — говорил Пушкин о романе.

— Литературная полемика вокруг романа.

Записи на доске:

Онегин — «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Белинский

Онегин — «умная ненужность», герои времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Герцен

В Онегине есть сходство с Обломовым, оба — порождение помещичье-крепостнического строя.

Добролюбов

Онегин — «Митрофанушка Простаков новой формации».

Писарев

V. Работа с материалами учебника — углубленное сопоставление взглядов Белинского и Писарева.

Выводы. Полемика связана с образом Онегина.

Зададим вопрос: «Чья позиция ближе и понятнее вам и почему автор, являясь героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?»

Домашнее задание

По группам (можно по рядам): мое представление об Онегине (группа 1), Ленском (группа 2), Татьяне (группа 3).

Информация для учителя Композиция «Евгения Онегина»

По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».

В романе две сюжетные линии:

1. Онегин - Татьяна:

- Знакомство - вечер у Лариных:

Пора пришла, она влюбилась...

- Разговор с няней, письмо к Онегину.

- Через два дня объяснение в саду.

- Сон Татьяны. Именины.

- Татьяна приходит в дом Онегина.

- Отъезд в Москву.

- Встреча на балу в Петербурге через два года.

- Вечер у Татьяны.

Сомненья нет увы! Евгений

В Татьяну как дитя влюблен...

- Письмо к Татьяне. Объяснение.

2. Онегин - Ленский:

- Знакомство в деревне:

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

- Разговор после вечера у Лариных:

Неужто ты влюблен в меньшую?

- А что?

- Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

- Именины Татьяны:

Онегин

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Ленский:

Две пули - больше ничего -

Вдруг разрешат судьбу его.

- Дуэль.

Глава 1 - развернутая экспозиция.

Глава 2 - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).

Глава 3 - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).

Глава 6 - дуэль (кульминация и развязка II линии).

Глава 8 - развязка I линии.

Открытость романа - важная композиционная особенность.

Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может быть и то: поэта

Обыкновенный ждал удел...

- Развязка I линии:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго... навсегда.

Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.

При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.

Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:

- Но я не создан для блаженства,

Ему чужда душа моя.

Напрасны ваши совершенства:

Их вовсе не достоин я...

- Пред вами в муках замирать

Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!

А Татьяна остается верна себе:

Я вас люблю (к чему лукавить?)...

- Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.

- Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).

- Ось симметрии - сон Татьяны (глава 5).

Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:

Глава 1 - Петербург - жизнь Онегина.

Глава 2 - деревня - жизнь Татьяны.

Основная композиционная единица романа - глава. Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета. Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.

Композиционная роль лирических отступлений:

1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума...

2. Разный размер лирических отступлений - от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII-LX).

3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.

Начало главы восьмой:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал...

Конец главы первой:

Иди же к невским берегам,

Новорожденное творенье,

И заслужи мне славы дань:

Кривые толки, шум и брань!

4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.

У нас теперь не то в предмете:

Мы лучше поспешим на бал,

Куда стремглав в ямской карете

Уж мой Онегин поскакал.

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:

- перед объяснением с Онегиным;

- перед сном Татьяны;

- перед дуэлью.

6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.

Композиционная роль пейзажа. Показывает ход времени в романе, Характеризует духовный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов:

1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.

2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.

3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:

- песня девушек - перед объяснением с Онегиным;

- сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.

Композиционная роль внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».

- В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.

- В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.

Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.

Все это соответствует поздней лирике. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.