Словарная работа: реализм, «онегинская строфа».
Ход урока
I. Слово учителя
Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина». Некоторые стихотворения («Демон», «Свободы сеятель пустынный...») возникли из черновиков романа.
— Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?
II. Реализация домашнего задания - беседа по содержанию романа
— Как автор представляет нам своего героя?
— О чем лирические отступления главы 1?
— Понравилось ли пушкинское повествование?
— Какова роль эпиграфов в главах 1 и 2?
— Чем интересна деревня, в которой оказался герой?
— Как автор характеризует дружбу Онегина и Ленского?
— Чем отличаются Ольга и Татьяна?
— Каково семейство Лариных?
— Каким было первое свидание Онегина и Татьяны?
— Характер, чувства, особенности поведения Татьяны? В чем смысл сна Татьяны?
— Каково поведение героев во время дуэли? Как автор относится к событиям?
— Какова роль описания природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны и Ольги?
— Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились оба героя?
III. Работа с текстом
Можно подготовить с учащимися обзор некоторых крылатых фраз, которыми богат роман. Еще лучше, если они будут оформлены на плакатах и развешаны для заучивания в кабинете.
Беседа может быть проведена в форме игры с выявлением знатоков романа «Евгений Онегин».
IV. Слово учителя
Дается опорная фраза, а к ней пояснения. Опорные фразы записываются.
— С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Работа со статьей учебника «Реализм».
— Время создания романа, история замысла, первое издание (1833). «Это лучшее мое творение», — говорил Пушкин о романе.
— Литературная полемика вокруг романа.
Записи на доске:
Онегин — «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».
Белинский
Онегин — «умная ненужность», герои времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Герцен
В Онегине есть сходство с Обломовым, оба — порождение помещичье-крепостнического строя.
Добролюбов
Онегин — «Митрофанушка Простаков новой формации».
Писарев
V. Работа с материалами учебника — углубленное сопоставление взглядов Белинского и Писарева.
Выводы. Полемика связана с образом Онегина.
Зададим вопрос: «Чья позиция ближе и понятнее вам и почему автор, являясь героем романа, показывает свое духовное родство с Онегиным?»
Домашнее задание
По группам (можно по рядам): мое представление об Онегине (группа 1), Ленском (группа 2), Татьяне (группа 3).
Информация для учителя Композиция «Евгения Онегина»
По жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина».
В романе две сюжетные линии:
1. Онегин - Татьяна:
- Знакомство - вечер у Лариных:
Пора пришла, она влюбилась...
- Разговор с няней, письмо к Онегину.
- Через два дня объяснение в саду.
- Сон Татьяны. Именины.
- Татьяна приходит в дом Онегина.
- Отъезд в Москву.
- Встреча на балу в Петербурге через два года.
- Вечер у Татьяны.
Сомненья нет увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен...
- Письмо к Татьяне. Объяснение.
2. Онегин - Ленский:
- Знакомство в деревне:
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
- Разговор после вечера у Лариных:
Неужто ты влюблен в меньшую?
- А что?
- Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
- Именины Татьяны:
Онегин
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Ленский:
Две пули - больше ничего -
Вдруг разрешат судьбу его.
- Дуэль.
Глава 1 - развернутая экспозиция.
Глава 2 - завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским).
Глава 3 - завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной).
Глава 6 - дуэль (кульминация и развязка II линии).
Глава 8 - развязка I линии.
Открытость романа - важная композиционная особенность.
Необычность развязки - отсутствие определенности - два пути Ленского:
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден...
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел...
- Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго... навсегда.
Основной принцип организации романа - это симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча - письмо - объяснение.
При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором - с Онегиным. «Сегодня очередь моя»- говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина.
Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме:
- Но я не создан для блаженства,
Ему чужда душа моя.
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе не достоин я...
- Пред вами в муках замирать
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
А Татьяна остается верна себе:
Я вас люблю (к чему лукавить?)...
- Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения.
- Петербург играет обрамляющую роль (появляется в 1-й и 8-й главах).
- Ось симметрии - сон Татьяны (глава 5).
Антитеза частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа:
Глава 1 - Петербург - жизнь Онегина.
Глава 2 - деревня - жизнь Татьяны.
Основная композиционная единица романа - глава. Каждая новая глава - новый этап в развитии сюжета. Строфа - более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли.
Композиционная роль лирических отступлений:
1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:
Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума...
2. Разный размер лирических отступлений - от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII-LX).
3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу.
Начало главы восьмой:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал...
Конец главы первой:
Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье,
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки, шум и брань!
4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия:
- перед объяснением с Онегиным;
- перед сном Татьяны;
- перед дуэлью.
6. Часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое: Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Композиционная роль пейзажа. Показывает ход времени в романе, Характеризует духовный мир героев; часто сопутствует образу Татьяны.
Роль вставных элементов:
1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
2. Сон Татьяны - ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
- песня девушек - перед объяснением с Онегиным;
- сон - перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским.
Композиционная роль внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
- В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав... поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
- В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода.
Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа.
Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно - поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
Все это соответствует поздней лирике. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.