Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Совместная работа с текстом: портрет Зинаиды (гл. II). Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние?
— Помогает ли портрет выражению авторского отношения к героям? Докажите это на других примерах.
Учащиеся вновь отметят, что портрет героя есть средство выражения авторской позиции и прием раскрытия души и характера героев.
II. Анализ эпизода (гл. IX)
Встреча главного героя с Зинаидой в саду. Выразительное чтение фрагмента «Я глядел на нее...»
Функции пейзажа в тексте различны и определяются жанром, стилем, особенностями композиции произведения. Он может иметь самостоятельное значение (например, в лирике) или способствовать выражению эмоций героя, быть частью изображаемой картины, обстановки, пояснять суть происходящих событий, иногда он становится формой и средством воплощения авторского мироощущения.
— Какую роль играет пейзаж в этой сцене?
— Справедливо ли, по-вашему, утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?
III. Работа в группах
Учащиеся составляют «отчет» о проделанной дома работе: они самостоятельно анализируют роль остальных пейзажей в повести.
IV. Заключительная беседа
— Как можно оценить чувства, пережитые героем в юности?
— Как сам герой их оценивает (гл. XXII)?
— Как этой повестью И.С. Тургенев утверждает любовь как величайшую ценность жизни?
Домашнее задание
Выразительное чтение гл. XII. Составить план анализа этой главы (для работы над анализом эпизода).