Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 60. Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева

Цель урока: обучение навыкам анализа фрагментов текста; роль пейзажа в художественном произведении.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

Совместная работа с текстом: портрет Зинаиды (гл. II). Что важно в этом описании внешности: красота девушки или ее неповторимость, изменчивость, человеческое обаяние?

— Помогает ли портрет выражению авторского отношения к героям? Докажите это на других примерах.

Учащиеся вновь отметят, что портрет героя есть средство выражения авторской позиции и прием раскрытия души и характера героев.

II. Анализ эпизода (гл. IX)

Встреча главного героя с Зинаидой в саду. Выразительное чтение фрагмента «Я глядел на нее...»

Функции пейзажа в тексте различны и определяются жанром, стилем, особенностями композиции произведения. Он может иметь самостоятельное значение (например, в лирике) или способствовать выражению эмоций героя, быть частью изображаемой картины, обстановки, пояснять суть происходящих событий, иногда он становится формой и средством воплощения авторского мироощущения.

— Какую роль играет пейзаж в этой сцене?

— Справедливо ли, по-вашему, утверждение, что тургеневский пейзаж многообразен и является своеобразным действующим лицом произведения?

III. Работа в группах

Учащиеся составляют «отчет» о проделанной дома работе: они самостоятельно анализируют роль остальных пейзажей в повести.

IV. Заключительная беседа

— Как можно оценить чувства, пережитые героем в юности?

— Как сам герой их оценивает (гл. XXII)?

— Как этой повестью И.С. Тургенев утверждает любовь как величайшую ценность жизни?

Домашнее задание

Выразительное чтение гл. XII. Составить план анализа этой главы (для работы над анализом эпизода).