Ход урока
I. Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Про- стакову)»
II. Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам
— В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?
— Кто для вас главный герой этого произведения?
(Простакова? — Пьеса о ее судьбе.
Митрофан ? — Название.
Софья ? — Кульминационный центр.
Стародум? — Определяет авторское мнение.)
— Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?
— Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров.)
— Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума (В большом свете водятся премелкие души.
Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.
Невежда без души зверь.
Наличные деньги — не наличные достоинства.
Глупому сыну — не в помощь богатство.
Начинаются чины — перестает искренность.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.)
— Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?
— Какую роль играет Стародум в комедии?
(Возможно роль резонера — героя, высказывающего мысли автора).
III. Проблема традиции и новаторства
Для проведения этой части урока можно разделить задания по вариантам, дать время на подготовку и после этого устроить обмен мнениями.
(В ответах учащиеся I группы подчеркивается, что герои делятся на положительных и отрицательных (4 и 4), все герои наделены говорящими фамилиями, а положительные герои являются воплощением одной черты; герой-резонер — Стародум; в основном соблюдаются правила трех единств).
Новаторство Фонвизина в этой комедии заключается в отступлении от принципа единства действия (две сюжетные линии); в том, что отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Таким образом, автор отходит от правил классицизма в направлении развития реалистических тенденций.
Домашнее задание
1. Повторить биографию М.В. Ломоносова.
2. Подготовить краткие сообщения по темам:
— биография Ломоносова;
— открытия Ломоносова в области физики, химии; прикладные разработки.