Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 9. Образование и воспитание в комедии

Цель урока: обсудить проблему традиции и новаторства в пьесе.

Ход урока

I. Проверка домашнего сочинения «Каким я увидел Митрофана (Про- стакову)»

II. Проверка степени осмысления содержания пьесы по вопросам

— В чем вы увидели смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

— Кто для вас главный герой этого произведения?

(Простакова? — Пьеса о ее судьбе.

Митрофан ? — Название.

Софья ? — Кульминационный центр.

Стародум? — Определяет авторское мнение.)

— Что показалось трудным при прочтении этой старой комедии?

— Чем может быть интересен «Недоросль» современному читателю? (Стоит подчеркнуть, что пьеса до сих пор входит в репертуар российских театров.)

— Найдите и зачитайте высказывания и афоризмы Стародума (В большом свете водятся премелкие души.

Тщетно звать врача к больному неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится.

Невежда без души зверь.

Наличные деньги — не наличные достоинства.

Глупому сыну — не в помощь богатство.

Начинаются чины — перестает искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.)

— Что вы можете сказать об этих высказываниях? Устарели ли они?

— Какую роль играет Стародум в комедии?

(Возможно роль резонера — героя, высказывающего мысли автора).

III. Проблема традиции и новаторства

Для проведения этой части урока можно разделить задания по вариантам, дать время на подготовку и после этого устроить обмен мнениями.

(В ответах учащиеся I группы подчеркивается, что герои делятся на положительных и отрицательных (4 и 4), все герои наделены говорящими фамилиями, а положительные герои являются воплощением одной черты; герой-резонер — Стародум; в основном соблюдаются правила трех единств).

Новаторство Фонвизина в этой комедии заключается в отступлении от принципа единства действия (две сюжетные линии); в том, что отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; при создании характеров героев используется речевая характеристика. Таким образом, автор отходит от правил классицизма в направлении развития реалистических тенденций.

Домашнее задание

1. Повторить биографию М.В. Ломоносова.

2. Подготовить краткие сообщения по темам:

— биография Ломоносова;

— открытия Ломоносова в области физики, химии; прикладные разработки.