Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 74. Пути русской литературы XX века

Цель урока: показать богатство и разнообразие поисков, жанров и направлений русской литературы XX в.; конспективно проследить сложные пути литературы в связи с историческим развитием страны.

Ход урока

I. Лекция учителя с элементами беседы

Задание: записать основные положения лекции.

Русская литература XX в. имеет крайне сложную, даже трагическую, историю. Это связано с коренными изменениями в жизни страны, начавшимися на рубеже XIX—XX вв. Россия в это время переживала перемены во всех областях. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, драматичностью событий. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

— Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале XX в.? (Россия пережила три революции — 1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917г., — русско-японскую войну 1904—1905 гг., первую мировую войну 1914—1918гг., гражданскую войну).

Внутриполитическая обстановка в нашей стране в это время была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались соответственно различные варианты, программы перестройки: «сверху», законными средствами, и «снизу», путем революции. Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 г., учреждение Думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор.

Рубеж веков был ознаменован значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания. Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира, явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к поиску объяснений новых явлений через религию, мистицизм.

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Философ Владимир Соловьев считал, что вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое — либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев.

Л.Н. Толстой отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

Итак, на смену одному господствующему общепринятому мировоззрению пришло многообразие мнений, идей во всех областях жизни. Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, переоценки ценностей свидетельствуют прежде всего о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, отразилось оно и в литературе. В начале XX в. развивались самые разнообразные и противоречивые жанры и направления. Во-первых, продолжались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты.

В самом слове «реализм» заложен его главный принцип — отражение реальности, жизненной правды. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина. Он обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии.

В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению.

Целый ряд новых течений в искусстве развивался в духе модернизма. Это понятие пришло из Франции (от франц. «новейший», «современный») и использовалось по отношению к новым явлениям в литературе и искусстве в сравнении с искусством прошлого. Цель модернизма — создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства, творчества. Модернизмом увлеклись представители всех видов художественного и прикладного искусства.

Модернизм отразил пафос «конца века», настроения обреченности, упадка, которые известны под названием декаданса (от лат. «упадок»). Для подобных общественных настроений характерны пассивность, безнадежность, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения декаданса могут служить строки К. Бальмонта:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа.

Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.

Объединяющей идеей многообразных течений модернизма была вера в преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда пи- сателям-реалистам. Отсюда — острая полемика между реализмом и модернизмом, хотя для обоих направлений единым было стремление к гармонии и красоте. Споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение. «Чистому» искусству противопоставлено было искусство «полезное».

Настроениям упадка противостояло оптимистичное предчувствие неизбежности перемен, которые (в конечном итоге) окажутся благотворными для человечества: «Новый век — воистину будет веком духовного обновления. <...> Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в конце концов — одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека» (М. Горький).

II. Реализация домашнего задания

Обсуждение статьи из учебника-хрестоматии «Литература XX века». Многие положения статьи нуждаются в комментариях учителя. Полезно также использовать словарь литературоведческих терминов.

В последнем абзаце параграфа учебника сказано, что русская литература XX в. имеет трагическую историю. Этот тезис требует пояснений учителя:

1. В 20-е годы из России уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И. Бунин, А. Куприн, И. Шмелев и др.

2. Губительным было воздействие цензуры на литературу: публичное преследование, нравственное уничтожение художников слова. Пример: 1926 год — конфискован журнал «Новый мир» с «Повестью непогашенной луны» Б. Пильняка. В 30-е годы писателя расстреляют. Читателей лишились многие писатели (Е. Замятин, Д. Хармс, М. Булгаков, М.И. Цветаева и др.).

3. С начала 30-х годов нарастает тенденция приведения литературы к единому методу — социалистическому реализму. Всякие стилевые поиски были объявлены формализмом, утверждалось единообразие идей.

4. В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях Н. Клюев, О. Мандельштам, Б. Корнилов, И. Бебель, И. Катаев, Б. Пильняк и многие другие.

Иными словами, почти все творческие люди XX в. были в конфликте с государством. Тоталитарная система стремилась подавить творческий потенциал личности.

III. Беседа

— Что было характерно для литературы до 1917 г.?

— Почему после 1917г. русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся параллельно?

— Какая тема господствовала в литературе 1920-х годов?

— Какие события нашли отражение в литературе 1930-х годов?

— Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

— Каковы основные особенности литературы 1950-х — 1970-х годов?

— Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам известны?

— Что принципиально нового было осуществлено в литературе 1980-х — 1990-х годов?

— Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа XIX— XX вв. (Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм); магическое действие даты перехода от века к веку.)

Домашнее задание

1. Чтение статьи учебника-хрестоматии о М. Горьком.

2. Прочитать рассказ «Макар Чудра».

3. Пересказать избранные главы повестей «Детство», « В людях»,« Мои университеты».

4. Индивидуальные задания: подготовить небольшие сообщения о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).